Министерство здравоохранения Украины считает, что контроль за прохождением медкомиссии на право получения водительского удостоверения стоит ужесточить, чтобы права не могли получить те, кто физически и психологически не способен безопасно управлять транспортным средством.

По сообщению издания Infocar, эту проблему Минздрав обсуждал в рамках состоявшегося недавно круглого стола, предложив одновременно с ужесточением контроля за комиссиями пересмотреть и сами нормы соответствия кандидатов в водители, а также ввести дополнительные исследования. В частности, психофизиологическое освидетельствование.

Первый заместитель министра здравоохранения Украины Руслан Салютин отметил, что ввиду довольно печальной статистики пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, сейчас следует организовать и создать четкую систему работы медицинских комиссий, чтобы вообще исключить из практики случаи получения удостоверений на право управления транспортным средством людьми, которые физически и морально не способны садиться за руль. Для этого необходимо разработать и достичь четкости формулировок в нормативно-правовой базе медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Особенно это актуально в преддверии Общенационального Форума по вопросам безопасности дорожного движения, который состоится в Киеве 24 июля 2014 года.

Директор Украинского научно-исследовательского института медицины транспорта Анатолий Гоженко поддержал позицию Первого заместителя Министра. «За последние годы существенно снизились требования к контролю безопасности дорожного движения и вопросы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения требуют эффективных организационных решений. В частности, необходимо усилить контроль за медицинскими осмотрами водителей и привлекать к ним семейных врачей. Также обязательно необходимо проводить не только ежесменные предрейсовые и послерейсовые медосмотры, а ввести психофизиологическое освидетельствование водителя с учетом европейского опыта, который предусматривает контроль состояния человека, начиная со школы», — отметил Анатолий Гоженко.

По информации департамента Госавтоинспекции МВД Украины в стране наблюдается серьезный рост количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и смертности людей. Так, в 1 квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2013 года рост составил: ДТП с пострадавшими +11.2%; погибших в ДТП +21.8%; травмированных в ДТП +9.2%. При этом почти 80% ДТП происходят по вине водителя.

Наш комментарий. Мы полностью согласны с тем, что автомобилем (как средством повышенной опасности) должны управлять здоровые и адекватные люди. Вопрос в том, как это добиться. И считаем: в демократической стране человек не должен доказывать, что он не «верблюд». Потому что бегать по нарко- и психдиспансерам за справкой о том, что гражданин не состоит на учете (как это еще совсем недавно требовалось при водительском медосмотре), не только унизительно, но и напрямую ведет к коррупции. Как и справка об отсутствии судимости при получении загранпаспорта — все это мы уже проходили. Можно вспомнить и метания автомобильных «штрафников» между исполнительной службой, которая подтверждает оплату штрафа, и ГАИ, которая должна изъять нарушителя из базы.

Необходима единая информационная система. Автомобилист должен прийти на медкомиссию, пройти положенные проверки и получить документ. Все. Интересно, кстати, что мы нигде не нашли раскладку по статистике — какой процент аварий происходит по причине недостаточного здоровья водителей. Когда отменяли техосмотр тоже всех пугали тем, что уровень аварийности подпрыгнет до небес. А информации какова же все-таки доля ДТП, произошедших из-за неисправности транспортного средства в общем объеме — общество до сих пор не получило. Зато ему хорошо известно, что основніми причинами большинства дорожных аварий является несоблюдение ПДД, ужасающее состояние дорог и пьянство за рулем. Так может быть наведение порядка стоит все-таки начать с устранения главных причин?