Сегодня первенец Кременчугского автозавода празднует юбилей.

10 апреля 1959 года были собраны два первых автомобиля — самосвалы КрАЗ-222 «Днепр». Эти неприхотливые и простые в обслуживании автомобили стали простой «рабочей лошадкой» эпохи больших свершений, той опорой, на которой, в основном, держалась экономика СССР. Первые КрАЗы можно считать украинскими, несмотря на то, что они были собраны по чертежам и из деталей ЯАЗа. За ними навсегда закрепилось право называться первыми серийными украинскими грузовиками. Именно с них в мировом автомобилестроении началась история новой марки «КрАЗ».

Мало кто в Кременчуге, да и на заводе, видел грузовик ЯАЗ, изготовление которого предстояло освоить. Тем не менее, за рекордно короткие сроки —  четыре месяца, вводится в эксплуатацию главный сборочный конвейер и до конца года удается собрать 364 самосвала КрАЗ-222. Все они прямо с конвейера уходят на заводы, стройки и в карьеры. 

Уже в сентябре 1960-го завод производит  первые автомобили с рамами, раздаточными коробками и мостами собственного производства. Темпы выпуска нарастают, и в этом же году изготовлен 10-тысячный автомобиль, которым стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр».

КрАЗ-222 выпускался заводом вплоть до июля 1964 года. Всего самосвалов КрАЗ 222-й модели было выпущено на Кременчугском автозаводе 11 641 штуку. На конвейере его сменили сразу два самосвала: модернизированный КрАЗ-222Б и КрАЗ-256.

Вот уже полвека, как эта модель снята с производства. Сегодня этот самосвал увидишь разве что в кинохронике и на фото. А вот среди экспонатов музея техники КрАЗ автопервенец КрАЗ-222 «Днепр» занимает почетное место старейшины. В 2006 году он был отреставрирован в экспериментальном цехе автозавода. Разбитый и разукомплектованный, самосвал был найден в одном из автохозяйств Украины. Целый ряд оригинальных узлов искали на складах разных предприятий и автохозяйств страны. Некоторые детали, которые найти не удалось, были изготовлены работниками экспериментального цеха завода в точном соответствии с чертежами и с использованием технологии того времени.

Современные автомобили КрАЗ совсем не похожи на своих далеких предков. Для них обычными стали колесные формулы 4х4, 6х6, 8х4, 8х8. Они имеют новую компоновку, оснащаются комфортными кабинами, новыми силовыми агрегатами и оригинальными платформами. Их грузоподъемность увеличилась в разы, значительно снизился расход топлива. Но это, как и прежде, могучие, прочные, выносливые и неприхотливые КрАЗы – достойные последователи нынешнего юбиляра —  КрАЗ-222 «Днепр».