Конец ноября – дважды значимые страницы календаря для Запорожского автозавода.

28 ноября 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР «Об организации производства микролитражных автомобилей». В документе было указано место, где должно начаться это производство, — запорожский завод «Коммунар». Отсюда, собственно, и началась история «Запорожцев». Первый пробный образец ЗАЗ-965 соберут уже 18 июня 1959-го. Правда, до начала серийного производства пройдет еще больше года – оно стартовало 22 ноября 1960 года.ZAZ-965_3За свою почти 150-летнюю историю завод менял название множество раз. В 1863 году меннонит Абрам Копп (в этих местах с ХVIII века жили колонисты из Пруссии) начал изготавливать в своих мастерских соломорезки. Вскоре мастерские разрослись до завода сельскохозяйственных машин. Национализированный после революции, завод в 1923 году получил гордое имя «Коммунар». Долгое время он выпускал комбайны и прочую технику для села, но в конце 1950-х здесь решили делать народные микролитражки и в очередной раз переименовали — конечно же, в Запорожский автомобильный. Машину, получившую индекс ЗАЗ-965, разрабатывали всем миром: основную часть проекта выполнил столичный МЗМА, выпускавший «москвичи», двигателем занимались в отраслевом институте НАМИ.ZAZ-965_1Первую самостоятельную разработку завода — не менее знаменитый «ушастый» ЗАЗ-966 освоили в 1966 году и затем почти 30 лет выпускали модели на его базе. За 34 года (с 1960-го по 1994-й) в Запорожье собрали 3,4 млн микролитражек под маркой «Запорожец» с расположенными сзади двигателями воздушного охлаждения. Многие из них еще бегают по дорогам Украины и других стран.ZAZ-965_2ЗАЗ-965 в народе мигом получил прозвище «горбатый» (за характерный скат заднего капота) и частенько вместе со своим владельцем был предметом насмешек. Тем не менее, даже очень невысокое качество сборки, скромный ресурс агрегатов и низкая надежность «Запорожца» не помешали ему войти в добрые воспоминания автолюбителей – прежде всего, пожалуй, благодаря тому, что для многих это был первый собственный автомобиль.

Художник Наиль Хуснутдинов