Скрипим мозгами и шинами за рулем кроссовера Mini Countryman второго поколения. Автор Михаил Кулешов, фото автора и фирмы Mini

С тем, чтобы прочувствовать габариты машины, у «регулярного» водителя не возникнет проблем. В конце концов, свою сторону – даже если она не там, где обычно – почти всегда чувствуешь хорошо, а натренированный глаз помогает определить общее положение на дороге. Реальные трудности начинаются только тогда, когда выезжаешь на улицы с интенсивным движением. Когда задумываешься, c какой стороны объехать этот разделительный островок. Когда, скрипя мозгом, пытаешься понять, какой из рядов скоростного шоссе быстрый, а какой – медленный.

Примерно так выглядит естественная среда обитания Кантримена за пределами асфальта. Муфта работает превосходно, но 165 мм клиренса и небольшие углы въезда и съезда удерживают от подвигов. Впрочем, клиренс машины прежнего поколения был еще скромнее – 149 мм

Я лишь второй раз в жизни оказался за рулем праворульного автомобиля на дорогах общего пользования. А за рулем праворульного автомобиля в стране с левосторонним движением – и вовсе впервые. Но разве может быть что-то символичнее знакомства с новым Mini на его исторической родине? Правда, Countryman является исключением: прежде его выпускали на предприятии Magna Steyr в австрийском Граце, а теперь сборку перенесли в Нидерланды. Но львиную долю Mini по-прежнему делают в Англии, в Оксфорде.

Смены поколений Countryman ждал давно. Без значимых изменений его выпускали с 2010 года – он оставался самой возрастной моделью в линейке. Конечно, первый Countryman всё еще покупали, но на фоне свежих хэтчбеков (текущее поколение выпускается с 2013 года) и универсалов Clubman (производят с 2015-го) «кантрик» выглядел довольно печально: огорчал дубовой пластмассой в салоне да и в целом с трудом скрывал возраст.

Для людей, знакомых с Mini, в интерьере нет ничего необычного. Да и те, кто окажется здесь впервые, освоятся достаточно быстро – необычных эргономических решений меньше, чем прежде. Качество материалов на голову выше, чем в машине первого поколения

Разумеется, качеством отделки новый Countryman догнал родственников. А в чем-то оказался прогрессивнее. Исключительно мягкий пластик, качественная опциональная кожа, красивые лакированные вставки и динамическая иллюминация вокруг огромного «блюда» на центральной консоли. Если сравнивать с прежним поколением, Countryman сделал два шага вперед. Если и стоит о чем-то жалеть, то только об упразднении тумблеров, отвечавших за управление стеклопакетом. Отныне поднимать и опускать стёкла нужно привычными клавишами на двери.

И всё же основной проблемой первого Кантримена стала вовсе не простота отделки. На момент появления он был самым крупным Mini в истории, но тем не менее не вполне подходил на роль единственной семейной машины. Даже самым преданным фанатам, хранящим верность марке со времен своего студенчества и первых возрожденных компанией BMW хэтчбеков Mini Cooper c индексом R50, сегодня нужно куда-то класть коляску, цеплять детские кресла и вывозить за город любимого лабрадора. Ориентируясь на эту аудиторию, новый Countryman прибавил в размерах: вытянулся на 200 мм в длину, раздался вширь на 30 мм. Объем багажника увеличился почти вдвое – до 450 литров. А колесная база выросла на 75 мм и теперь составляет 2670 мм, совпадая с колесной базой BMW X1. Вы удивлены? Я – нет. Оба кроссовера построены на единой платформе.

Если смотреть правде в глаза, отныне Mini Countryman и BMW X1 – это, по сути, одна и та же машина. Двигатели и коробки передач для них берут с одной полки, да и полноприводная трансмиссия ALL4 с многодисковой муфтой в приводе задних колес –  одной и той же, по сути, системы.

В Украине новому Кантримену доступна вся европейская линейка моторов, включа­ющая два бензиновых двигателя (1,5 л, 136 л.с. для версии Countryman и 2,0 л, 192 л.с.?для Countryman S) и два турбодизеля (2,0 л, 150 л.с. для Countryman D и 2,0 л, 190 л.с. для Countryman SD). Но на презентации в Англии оказались только топовые бензиновые машины.

Непривычным движением тянусь левой рукой к ремню безопасности, ею же качаю красный тумблер Start/Stop на консоли, перевожу длинный селектор автомата в drive и выкатываюсь на дороги. На салонном зеркале покачивается картонная табличка с надписью keep left. Что же, я постараюсь!

В профиль Countryman второго поколения выдаст хромированная стреловидная окантовка бутафорских «жабр» на передних крыльях.

Почему организаторы привезли на тест исключительно «эски»? Ответ находишь сразу. Динамика машины с двухлитровой рядной «четверкой» мощностью 192 силы – так себе. Точнее, даже не динамика как таковая, а ее восприятие. Прежний Countryman S с 184?сильным 1,6?литровым турбомотором хватал за горло и, вдавливая в спинку сиденья, доводил до лютого экстаза. Он ехал почти так же эмоционально, как классический трехдверный Mini Cooper S того времени (кузов R56). А новый Countryman в сравнении с нынешними хэтчами-«эсками» – скуповат на эмоции. Хотя сухие цифры в техпаспорте уверяют, что второй Countryman S на девять десятых быстрее первого.

«Даже самым преданным фанатам, хранящим верность марке со времен своего студенчества и первых возрожденных хэтчбеков Mini Cooper, сегодня нужно куда-то класть коляску и вывозить за город любимого лабрадора»

В чем именно дело, честно говоря, сказать не берусь. Возможно, в том, что новый кроссовер на сто с лишним килограммов тяжелее предшественника. Или же в лучшей шумоизоляции – ведь, за исключением красивого бубнежа из-под капота, новый Countryman тих как мышь. Не исключаю даже, что корень зла кроется в мильном спидометре, стрелка которого даже на автобанах редко поднимается выше отметки «80». Но факт остается фактом: если знаешь, как умеют ездить трехдверные Mini, новый Countryman S не очень-то впечатляет.

На тестовой машине – восьмиступенчатый автомат. К скорострельности, плавности переключений и общей адекватности гидромеханики претензий нет. Но один момент всё же подбешивает. Как и все современные автоматы, заточенные на экономию и экологию, восьмиступка Кантримена старается как можно раньше «забраться наверх». И это особенно раздражает, когда хочешь использовать кик-даун.

В итоге на протяжении большей части маршрута я держал автомат в режиме Sport – а он, в свою очередь, дольше держал передачи. А вот подрулевые лепестки я не трогал ни разу. И не уверен, что стал бы доплачивать за адаптивные амортизаторы системы Dynamic Damper Control. Хотя опробовать Countryman с такой подвеской так и не вышло: подобных машин на презентации не было. Дело в том, что проблемы нового Кантримена отнюдь не в шасси. Даже базовая «тележка» настроена замечательно. Mini по-прежнему «пожирает» повороты и радует исключительным фидбеком. Причем бережное отношение к этим достоинствам не помешало сделать его комфортнее. И всё же новый Countryman – даже с литерой S – всего лишь сбалансированный кроссовер. Точно такой же, как BMW X1. И хотя это отличная характеристика, мне кажется, что многие поклонники ждали от этой машины чего-то большего.

ЗА РУЛЕМ №03 2017