Зима всегда создает проблемы автомобилисту. И с ее началом один из наиболее насущных вопросов – зимнее топливо.

Зима – для двигателя, выражаясь человеческими понятиями, тот еще стресс. В моторе загустевает масло, а холодные пуски сокращают ресурс. По разным подсчетам, один холодный пуск равен пробегу 100–300 километров. При таком пуске с нагрузкой работает аккумуляторная батарея, которой затем требуется больше времени для восстановительной зарядки.

У топливных систем дизельных двигателей есть опасность загустевания солярки – кристаллизация парафинов, забивающих фильтры и каналы системы питания. Риск возрастает в переходный осенне-зимний период, когда на заправочных станциях может оставаться еще летнее дизтопливо. Наши деды когда-то разработали простой способ превращения летнего топлива в зимнее – плеснуть в бак керосин. Но такая смесь хуже и жестче сгорает, а еще мешает работе смазывающих присадок, жизненно необходимых топливной аппаратуре дизеля.  Сегодня водители иногда практикуют присадки-антигели к ДТ, однако средняя стоимость бутылочки живительного эликсира – 150 гривен, да и мотору эта термоядерная химия вовсе не на пользу.  Но самый простой и надежный способ – заправляться на проверенных заправках. В крупных, дорожащих репутацией своего бренда АЗС-сетях своевременные переходы с одного сезонного топлива на другое отлажены, как часы. Причем касается это не только дизеля, но и бензина. На то, что  бензин также бывает летним и зимним, немногие обращают внимание. Здесь ситуация не столь категорична, как с дизелем: и завестись, и уехать на летнем бензине можно и зимой. Однако нежелательно: современные инжекторные двигатели более чувствительны к фракционному составу бензина, чем карбюраторные. Летний бензин сгорает с  заметно меньшей отдачей мощности и, следовательно, перерасходом, более высокая нагрузка идет на мотор. Так что не стоит истязать дорогой высокотехнологичный автомобиль несоответствующим бензином.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Алла Сидорович, директор Центра топливных исследований TFC

Дизтопливо глазами химика – это смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. С понижением температуры внешней среды увеличивается  вязкость этой смеси и начинается образование  парафиновых комков, которые забивают фильтры и каналы топливопроводов.  Только в зимнем ДТ имеются специальные добавки, которые препятсвуют образованию комков. Поэтому первейшее правило – своевременно переходить на зимнее топливо и заправлять качественный дизель на проверенных сетях АЗС-сетей.  Попытки сэкономить за счет дешевого топлива здесь неуместны. Ремонт топливной системы обойдется намного дороже.
       Есть свои существенные отличия и между летними и зимними сортами бензина. На летнем бензине  машина поедет и в мороз, но вы как водитель почувствуете ряд неудобств. У зимнего бензина ниже плотность, но выше давление насыщенных паров. При низких температурах это качество позволяет быстрее завести холодный двигатель, а в процессе движения такое топливо полнее сгорает, обеспечивая более высокую мощность авто. На скользкой дороге, при встречном ветре или других сложностях зимней езды такое преимущество является важным элементом безопасности на дороге. Впрочем, и экономии тоже. Если вы зимой заправитесь летним сортом бензина, то из-за худшего выгорания перерасход составит 3–5%. При этом в атмосферу попадет больше вредных выбросов.
       Как правило, только крупные сетевые АЗС могут позволить себе строго соблюдать сезонную цикличность в торговле топливом. Потому что это требует дополнительных инвестиций. Такая цикличность заключается в своевременной замене зимнего продукта переходным, переходного летним и так далее – в зависимости от температуры окружающей среды, а не от того, успели распродать ресурс или нет. Например, в сети «ОККО», качество топлива которой мы регулярно исследуем, уже давно взяли за правило: зимой продавать исключительно зимние сорта и ДТ, и бензинов. Если вы цените свой автомобиль, если хотите убедиться в том, что действительно заправляетесь топливом зимнего класса, никогда не стесняйтесь попросить паспорт топлива на заправке.

В общем, куда дешевле, надежней и спокойней найти добросовестного поставщика правильного зимнего топлива. Наша рекомендация – заправки крупных всеукраинских сетей, не демпингующие заманчиво низкими ценами. Следует категорически избегать разного рода малоизвестных АЗС. Перед заправкой обязательно потребуйте у оператора паспорт качества на топливо – там указана и температура застывания. Если не дадут или подсунут старый ксерокс (обязательно смотрите на дату!), лучше разворачивайтесь и уезжайте. Мы так и поступаем.