Семейство Renault Logan получило новый мотор с роботизированной коробкой. Друг нам или враг этот робот? Автор Ярослав Московка, фото Сергей Торгалов

Для поколения, выросшего на фильме «Гостья из будущего», первейшая ассоциация со словом «робот» – это немеркнущий образ обаятельного Вертера в серебристом костюме. Ворвавшиеся в уже взрослую нашу жизнь автомобили принесли новую ассоциацию, и скажем прямо – совсем не столь светлую. Ну-ка, что скажете, услышав о роботизированной коробке? Да-да: кивки при разгоне, немилосердные паузы, непредсказуемый алгоритм переключений. Даже лучшие образцы таких трансмиссий требуют пары дней привыкания и постоянной ручной коррекции.

Признаюсь честно, я без восторгов получил весть о том, что на семействе Логанов отныне пропишутся роботизированные коробки передач. И в Sandero Stepway, предоставленный на тест нам первым среди всех изданий, я садился с недоверием: да неужто снова дуэль с роботом? Ох, не хочу становиться Весельчаком У!

В активе Sandero Stepway – клиренс почти в 20 см: такой есть не у всякого кроссовера!

Начнем с того, что и мотор здесь другой: прежнему 1,6-литровому дали отставку – не вписывается он в Евро 5. Как вам новичок с рабочим объемом в трех цифрах, первая из которых – восьмерка? Вот так дела: 898 см?, три цилиндра – и 90 л.с. вкупе с 140 Нм, не без помощи турбонаддува, разумеется. Ну, и пресловутый робот, вселившийся в давно известную своей надежностью пятиступенчатую коробку.

Как и полагается трехцилиндровому двигателю, на холостых он взбудоражен вибрациями – ни дать ни взять дизель. Но стоит тронуться – и зуд проходит, а мотор звучит неожиданно приятно, порыкивая совсем не по своему объему. Крутиться ему приходится основательно: с первой и второй передач переключения идут на оборотах не ниже трех, а то и трех с половиной тысяч, да и ходовые обороты – не меньше 2200.

Рядом с селектором, под ручником – клавиша отключения системы старт-стоп. Не лучшее место, но явно удобнее, чем слева под рулем.

Но это как раз ожидаемо, а вот робот удивил так, что мало не показалось. Да, водитель с пассажирами дружно кивают головой в такт переключениям, однако – никаких затянутых раздумий и непонятного ритма! Даже с первой на вторую робот перепрыгивает очень споро, причем именно в тот момент, когда я бы и сам взялся за рычаг, будь здесь «чистая» механика.

В Renault смогли создать первый бюджетный робот, с которым можно без нервного напряжения и седых волос толкаться в тянучках: ровные быстрые переключения ни разу не создавали опасных пауз с прерыванием разгона в самый ненужный момент. Без проблем даются роботу и внезапные ускорения, что на городских скоростях, что при обгоне на шоссе: реакция коробки – не хуже, чем у большинства автоматов на моделях-одноклассниках.

Peugeot и Citroen ставят на свои модели с роботизированными коробками подрулевые лепестки – чтобы вручную оперативно вмешиваться в ход сложных мыслей робота. В Sandero, конечно, лепестков нет, но ручной режим имеется – селектор влево и вперед-назад. Правда, он мне за всю неделю понадобился лишь дважды, когда мне хотелось чуть быстрее перейти на более экономную пятую передачу. И всё! Уже потом я понял, что для перехода с четвертой на пятую достаточно не браться за рычаг, а лишь приотпустить педаль акселератора – и умный робот безошибочно поймет меня, как понимал во всех прочих ситуациях. Что же до резвости, то микромотор оказался вполне себе живчиком. Понятно, что не стоит искать в мирном Sandero гоночных амбиций, но машина запросто держится в потоке и поддерживает бодрый разгон совсем без натуги и нежелательных перегрузок маленького двигателя. Достаточную бодрость обеспечили благодаря коротким динамичным передачам: жертвой пали шоссейные скорости. 110 км/ч – уже больше 3000 оборотов: так и просится шестая…

А еще здесь есть старт-стоп – на автомобиле за $15 тысяч. И без того непрожорливому мотору он помогает экономить еще больше: расход по будничным столичным толкучкам – около 7 л/100 км, на свободных улицах ничего не стоит уложиться в 6,2–6,4 л на «сотню». Stepway с четырехступенчатым автоматом требовал парой литров больше – и ехал ничуть не резвее. Причем старт-стоп работает грамотно: при легком нажатии на педаль, когда, например, вам надо пропустить пешехода и тут же ехать дальше, он не станет глушить двигатель. А еще он трудится в блестящем тандеме с системой удержания машины на подъеме – Sandero гарантированно не откатится назад при старте. И неважно, был ли мотор заглушен старт-стопом и вновь пущен, или он работал: даже на крутых киевских горках и на загруженной машине система осечек не давала.

Славный филантроп Вертер, похоже, перелетел в наши времена, чтобы, наконец, наделить своей добротой и умом прежде строптивые коробки передач. У Renault получился первый эконом-робот, к которому не надо привыкать днями и на котором с легкостью и комфортом поедет даже новичок, не умеющий чувствовать норов машины. И не менее приятно, что с двумя педалями теперь доступны не только Sandero, но также седаны и универсалы Logan.

Благодарим компанию «Рено Украина» за предоставленный на тест автомобиль.

ЗА РУЛЕМ №12 2016