Три города Украины закупили залежавшиеся на складе трамваи уровня 80-х годов по цене современных низкопольных вагонов.

Почти двадцать лет назад наш журнал в новостях написал о совместном чешско-украинском предприятии, которое в Днепропетровске на бывших оборонных мощностях освоило производство чешских трамвайных вагонов «Татра-Т6Б5». По тем временам это был колоссальный прорыв: трамваи этой модели, разработанные в начале 80-х, были лучшими вагонами среди всех прочих на просторах бывшего СССР. Просторный светлый салон с большими окнами, удобные сиденья, теплые печки, да и тяговое электрооборудование на тиристорах, позволявшее экономить от 20 до 35% электроэнергии по сравнению с трамваями других моделей. Фирма, получившая название «Татра-Юг», сначала доукомплектовывала чешские заделы кузовов, оставшиеся после банкротства пражской компании ЧКД, а затем освоила и самостоятельное производство этих трамваев на основе полученной от чехов документации.

Это львовский трамвай «Электрон» – полностью низкопольный вагон, ничем не уступающий современным европейским аналогам. Фото: Иван Черныш
Это львовский трамвай «Электрон» – полностью низкопольный вагон, ничем не уступающий современным европейским аналогам. Фото: Иван Черныш

Время не стоит на месте. То, что было прекрасно двадцать лет назад, уже безнадежно отстало ко дням нынешним. Сегодня «Татра-Юг» осталась единственным производителем трамвайных вагонов в СНГ, у которого за все эти годы модельный ряд в сущности не поменялся. Даже Россия уже давно выпускает прекрасные низкопольные вагоны – в частности, Тверской вагоностроительный завод предлагает трамваи с полностью низким полом по всему салону, без единой ступеньки. Однако отечественная фирма решила не тратиться на инженерные разработки продукции, идущей в ногу со временем, а продвигать старые заделы. В этом году скандалы вокруг «Татры-Юга» накалились по полной, причем сразу в трех городах.

Салон «Электрона» рассчитан на 70 комфортабельных мест для сидения, в нем есть также две площадки для инвалидов или детских колясок. Фото: Иван Черныш
Салон «Электрона» рассчитан на 70 комфортабельных мест для сидения, в нем есть также две площадки для инвалидов или детских колясок. Фото: КП «Киевпасстранс»

Столица еще в начале весны объявила тендер на поставку восьми сочлененных вагонов особо большой вместимости для линии скоростного трамвая. Вагоны, подходящие под условия тендера, выпускают два отечественных производителя: упомянутая «Татра-Юг» и львовский «Электрон». Но насколько же это разные трамваи! В первом случае – это те же высокопольные кузова родом из 80-х с короткой низкопольной секцией-вставкой, во втором – современный пятисекционный вагон европейского уровня с полностью низким полом по всему салону. Сначала «Татра-Юг» пробовала затянуть тендер, опротестовывая его условия: компания очень хотела вместо сочлененных вагонов продвинуть оставшиеся у нее одиночные. Не вышло. Когда вскрытие предложений таки состоялось, то львовский вагон оказался лишь на несколько сотен тысяч гривен дороже «Татры-Юга» – и это при колоссальной разнице конструкции, материалов и исполнения! Тендерная комиссия все же приняла предложение «Электрона», но его противник тут же взялся оспаривать это решение. Попытка оказалась безуспешной: Киев спустя несколько месяцев проволочек все-таки подписал контракт с «Электроном», и первый из вагонов нового поколения уже вот-вот начнет перевозить пассажиров.

А это интерьер купленного втридорога вагона К1М производства «Татра-Юг». Фото: Андрей Сергеев
А это интерьер купленного втридорога вагона К1М производства «Татра-Юг». Фото: Андрей Сергеев

Летом Киев подготовил и второй тендер. Первоначально он предусматривал поставку семи таких же сочлененных вагонов особо большой вместимости. Но в начале декабря абсолютно внезапно условия тендера вдруг изменились: «Киевпасстранс» по непонятным причинам предпочел объявить предложение о закупке только одного сочлененного трамвая и пяти одиночных с неполной низкопольностью. Крамольное совпадение: как сообщают независимые транспортные эксперты, на складах «Татры-Юга» с 2012 года залежалось шесть трамваев модели К1М, которые Киев не захотел покупать три года назад. Тендер на сей раз никем не оспаривался и не затягивался, более того – был проведен необычайно оперативно. Итог неутешителен: вместо семи современных вместительных вагонов город купил пять устаревших и несвежих одиночек, по одному сочлененному трамваю торги и вовсе не состоялись. А теперь – внимание, цена вопроса. Пятисекционный полностью низкопольный «Электрон» обошелся столице в 26,25 млн гривен. А за одиночный вагон К1М производства «Татры-Юг» с низким полом только в четверти салона Киев платит 12,88 млн. Таким образом, прогрессивный и удобный для горожан львовский трамвай оказывается фактически в одну цену с аналогичным по вместимости (но не по комфорту) поездом из двух вагонов К1М. Нонсенс, немыслимый где-либо еще, кроме Украины!

K1M
Злополучный К1М производства «Татра-Юг». Фото: Иван Черныш.

Еще один К1М удалось продать Одессе, причем куда дороже: за 13 788 000 гривен. Для сравнения – упомянутые тверские вагоны обошлись городу, в котором они производятся, примерно в 13,3 млн гривен (если перевести цену в рублях), – но это с учетом накрутки за приобретение в лизинг на пять лет! То есть исходная цена тверского трамвая – и вовсе раза в полтора ниже, чем устаревшего отечественного вагона, простоявшего три года на складе невостребованным.

Но больше всех оказался обманут Мариуполь. За 13 578 000 гривен городу продали высокопольный вагон К1 ориентировочно 2010 года выпуска! И это притом, что по программе Кабмина, предусматривавшей финансирование из госбюджета 30% от стоимости новой единицы подвижного состава, разрешалось приобретение исключительно техники хотя бы с частичной низкопольностью. Таким образом, не говоря даже о колоссальной переплате за залежалый невостребованный товар, покупка противоречит постановлению правительства.

Мариуполь жестоко обманут: вопреки постановлению Кабмина, городу продали высокопольный вагон, причем дороже, чем Киеву и Одессе. Фото: TRAlex
Мариуполь жестоко обманут: вопреки постановлению Кабмина, городу продали высокопольный вагон, причем дороже, чем киевские вагоны с низкопольной вставкой. Фото: TRAlex

Директор «Татры-Юга» Анатолий Кердивара когда-то с гордостью заявлял, что локализация производства трамвайных вагонов на его предприятии составляет не менее 90%. Киев покупал предыдущую партию вагонов К1М в октябре 2012 года – тогда каждый из вагонов обошелся столице в 4 985 700 гривен. Как же так получилось, что те же вагоны, выпущенные три года назад, теперь стоят почти втрое дороже – словно бы они целиком импортные? И как бы вы отнеслись, если бы вам сегодня предложили купить давно снятые с производства «Жигули», затерявшиеся на несколько лет где-то на складах завода, по цене новенькой «Ауди-А4»?

В Твери выпускаются прекрасные полностью низкопольные трамваи, которые в полтора раза дешевле устаревшей продукции «Татра-Юг». Фото: Янис Витолс.
В Твери выпускаются прекрасные полностью низкопольные трамваи, которые в полтора раза дешевле устаревшей продукции «Татра-Юг». Фото: Янис Витолс

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Невже на тендері було якесь обмеження для участі інших учасників? Ні! Тоді які можуть бути питання до цього виробника. Справедливо виграли. Тим більше, що вже до кінця цього року підприємство «Татра-Юг» успішно і оперативно виконало всі свої зобов’язання. На відміну від «прогрессивного и удобного для горожан львовского трамвая » — як пише автор, компанії «Електрон» яка поставила лише 1 вагон із 7.
    От такі публікації і допомагають знищувати українські підприємства.

    • Ограничений формально вроде как и не было, за исключением того, что тендер совершенно внезапно был переделан под определенного участника, поскольку ни одно другое предприятие больше не производит вагонов устаревшего типа — одиночных и с процентом низкого пола около 35.
      Все бы ничего, Киеву для разрушенных линий вроде Подола и части Дарницкой сети нужны и такие вагоны устаревшего типа — но не по столь заоблачным ценам. Именно эти цены и стали главным объектом критики в данной публикации.
      «Электрон» на данный момент завершает испытания, вагон уже принят на баланс «Киевпасстранса», а на заводе в финальной стадии сборки уже имеются следующие два вагона.
      А монополия без критики уничтожает сама себя гораздо лучше всех прочих методов. Олег, ответьте сами для себя на вопрос, почему вагоны, выпущенные три года назад в Украине, стали настолько дороже, как если бы они были произведены и куплены сейчас полностью за валюту.