[dropcap]Торжества[/dropcap] не по сценарию. Величайшего раллиста всех времен и народов провожал Вадим Крючков. Фото автора и Андрея Фомченкова.

Себастьен Лоэб велик! Настолько, что его достижения повторить, кажется, невозможно. Десятикратный чемпион мира по ралли. Один раз в классе «Юниор» и девять раз подряд (!) во взрослом зачете.

Разумеется, все статистические рекорды WRC тоже в его копилке: наибольшее за всю историю число побед, набранных очков, выигранных спецучастков и подиумов.

01-loeb-best_zr-12-13
«Ситроен-Ксара», Корсика. На этом автомобиле в 2004 году экипаж Лоэб – Элена завоевал свой первый взрослый титул.

Когда уходит чемпион такого калибра, торжественные проводы неизбежны. Лоэб в этом году стартовал всего на четырех этапах, фактически отказавшись от борьбы за очередной титул. Но последняя гонка просто обязана была стать его триумфом. Все объективные показатели буквально кричали об этом. Этап проходил во Франции. Мало того, на родине Себа – в Эльзасе. Гонка чисто асфальтовая, а Лоэб – непревзойденный мастер на этом дорожном покрытии. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: пилоту «Ситроена» заготовили плановую победу, прощальные церемонии, слезы на глазах преданных болельщиков и прочее, прочее.

02-loeb-best_zr-12-13
«Ситроен-С4», Финляндия, 2009. Лоэб – первый нескандинав, победивший в этом ралли.

Пока экипажи носились по окрестностям, огромные мониторы на парк-стоянке ралли транслировали трогательный ролик о славном спортивном пути Себастьена Лоэба и его бессменного штурмана Даниэля Эленá. Все красиво и торжественно… Только «Ситроен-DS3» с перечислением всех побед великолепного дуэта на бортах отнюдь не лидировал. Ветераны попали в жесточайшую рубку и буквально выгрызали у конкурентов десятые доли секунды. Отставание от лидера постепенно сокращалось: накануне заключительного дня ралли – всего пять секунд. Но это было только четвертое место: позади Яри-Матти Латвалы, Даниэля Сордо и Себастьена Ожье.

03-loeb-best_zr-12-13
Ситроен-DS3», Франция, Эльзас, 2013. На бортах автомобиля перечислены все достижения великого экипажа.Летние шины: когда экономия оборачивается риском

 

С утра Лоэб пошел ва-банк… и проиграл. Надежнейший пилот уложил автомобиль на крышу на первом же спецучастке завершающего дня. Торжества пошли наперекосяк. Подиум, поздравление победителей, поливание шампанским «Фольксвагена» Ожье – и лишь потом перед публикой появились Лоэб и Элена. Уже не в гоночных комбинезонах, а в джинсах. Интервью из серии «рояль в кустах». Разве так провожают великих?
А как? Парниковые условия, плановая победа, ковровая дорожка к подиуму? И бесконечные шу-шу за спиной: мол, все понятно, дали старикам выиг­рать под занавес. Хуже не придумаешь. Как же прав был без пяти минут чемпион мира Себастьян Ожье, когда говорил: уступать Себастьену Лоэбу в прощальной гонке он не собирается. И не уступил.

04-loeb-best_zr-12-13_01
Девять титулов подряд означают, что этот юный болельщик впервые в жизни увидел чемпионат, который выиграл не Себастьен Лоэб. Все эмоции на лице.

Последнюю гонку Лоэба лично я запомню не благодаря домашним заготовкам организаторов ралли. Короткое видео, снятое с вертолета, надолго останется перед глазами. Лес. Лежащий на крыше DS3. Его покидают Лоэб и Элена со штурманскими документами в руках. Никакой суеты. Оба снимают шлемы, надевают бейсболки с логотипом «Ситроена» и лишь потом дают себя эвакуировать в безопасное место. Действия настоящих профессионалов. Именно так должны уходить великие. В жесткой борьбе, исход которой, по сути, не имеет значения. Они уже всё доказали. Десять раз!

06-loeb-best_zr-12-13

От Себа к Себу

Проводили одного чемпиона, встречаем другого. Победа в Эльзасе принесла досрочный титул Себастьену Ожье и «Фольксвагену-Поло». Команда-дебютант мирового чемпионата стала сильнейшей в первый же год выступлений. Кто бы сомневался! Этот концерн ввязывается в битву не для того, чтобы стать статистом. Но, откровенно говоря, адекватных по силе соперников в этом сезоне не нашлось. Чемоданное настроение «Ситроена» было очевидно – французский производитель готовится к старту в Мировом туринге. Особенно приятно, что одну из кольцевых машин выведет на старт Себастьен Лоэб.

06-loeb-best_zr-12-13