Первый тест автомобилей, оснащенных системой автоматического торможения | Автор Максим Сачков | Фото Георгий Садков | Цены указаны на момент подготовки материала

Вы пробовали хотя бы однажды не тормозить, когда ваш автомобиль летит в препятствие? Трезвому человеку такая мысль и в голову не придет. Почему же тогда так много попутных столкновений – как говорится, на ровном месте? Невнимательность! Задумался, загляделся по сторонам, потянулся за телефоном… И по закону подлости именно в этот момент идущая впереди машина вдруг затормозила. Удар, мятый бампер, битые фары – это в лучшем случае.

Чтобы свести подобные аварии к минимуму, автопроизводители несколько лет назад дружно начали разрабатывать превентивные системы безопасности, которые готовы вместо водителя остановить машину – в автоматическом режиме. Поначалу ими стали оснащать дорогие машины, но после того, как в прошлом году «автостопом» одарили Ford Focus, стало ясно: технологии пошли в народ! Выходит, настала пора серьезных испытаний. В России и Украине подобных тестов никто не проводил, а потому нет ни методик, ни инструментальной базы. Значит, создадим сами!

К тесту готовились несколько месяцев. Основное время ушло на изготовление испытательной установки. Шлифовали методику испытаний, исписали не одну стопку бумаг, заполняя заявки, командировочные листы, служебные записки. А еще ловили погоду – в середине весны она часто преподносит сюрпризы, осложняющие и замеры, и фотосъемку. Мешал и человеческий фактор. Повинуясь инстинкту самосохранения, руки в последний момент сами поворачивают руль, а ноги жмут тормоз – очень страшно впечататься в препятствие! Знали бы вы, чего мне стоило побороть вредные для работы рефлексы… После этого синяя корма нашего тестового «булли» мне по ночам снилась.

AVTO-STOP_6Когда приготовления были завершены, мы собрали на автополигоне девять машин, которые умеют сами тормозить: относительно недорогие Ford Focus и Volkswagen Golf, седаны Volvo S60, Infiniti Q50 и Hyundai Genesis, а еще кроссоверы всех мастей – Opel Insignia Country Tourer, Land Rover Discovery Sport, BMW X4 и Cadillac SRX.

ИЗ МЕТАЛЛА И ПОРОЛОНА

Идея проверки работоспособности электронных ассистентов, позволя­ющих избегать аварий, возникла у нас не сегодня. Пять лет назад на кроссовере Volvo XC60 мы залепили грязью радары и датчики (ЗР, 2010, № 5) для того, чтобы проверить, будут ли работать электронные системы активной безопасности. Некоторые ассистенты сложили полномочия, но остальные даже в столь сложных условиях (кстати, типичных для наших дорог) продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. А в прошлом году Михаил Кулешов без страха и упрека вышел один на один с хэтчбеком Ford Focus, который двигался вовсе без водителя! Оснащенный системой автоматического торможения Focus останавливался прямо перед бесстрашным Михаилом. Всё это были лишь попытки подобраться к серьезным испытаниям, которые позволили бы комплексно оценить работу систем автоматического торможения и их роль в активной безопасности.

Очевидно, что автомобили должны реагировать не только на статичный объект, но и на движущийся – надо сымитировать торможение в пробке или замедление в трассовом режиме. А как реализовать эту идею? Бить машину машиной? Дороговато выйдет!

AVTO-STOP_1
Целый месяц проектировали, спорили – и строили, подгоняли, перекраивали.

Поэтому специалисты техцентра «За рулем» Валерий Жаринов и Геннадий Емелькин взялись за постройку уникальной экспериментальной установки, которая позволяет проводить все виды испытаний. Целый месяц они проектировали, спорили – и строили, подгоняли, перекраивали. В итоге из ворот нашего техцентра они выкатили макет задней части автомобиля, способный передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Естественно, не самостоятельно: установку тащит тягач – легковой автомобиль с фаркопом.

Установка поставлена на рельсы, которые служат направляющими: по ним при столкновении она уезжает от автомобиля-тарана. Это спасает его передок от повреждений, а водителя – от возможного удара подушкой безо­пасности.

«Будка» мягкотелая. Толстый слой поролона под защитным чехлом принимает на себя первый удар и мягко гасит часть передаваемой при ударе энергии. А поскольку рисунок на чехле весьма напоминает всем известный Volkswagen Transporter, мы прозвали нашу установку «булли».

БЬЕМ БОЛЬНО, НО АККУРАТНО

Каждый автомобиль из нашей могучей девятки проходил цикл испытаний, включающий упражнения в статике и динамике. Точнее, испытуемый всегда в движении, а вот «булли» сначала стоит неподвижно в надежде, что приближающийся к нему автомобиль остановится на безопасной дистанции, а затем движется, настигаемый тестовой машиной.

AVTO-STOP_7
До нас подобных тестов никто не проводил, а потому нет ни методик, ни инструментальной базы. Значит, создадим сами!

Знакомство мы начинаем с заездов на малой скорости. В зависимости от первых результатов принимаем решение, стоит ли прогонять испытуемого по всей программе или лучше прекратить испытания, пока дров не наломали.

AVTO-STOP_1-4«В стоящего» (рис. 1) – остановка перед неподвижным объектом. «Булли» стоит, машина едет. Начальная скорость 15 км/ч – на первый взгляд, пустяковая. Но в случае реальной аварии уже потребуется кузовной ремонт! Затем с каждой попыткой увеличиваем скорость на 5 км/ч. Заезды заканчиваем, когда автомобиль в торможении касается «булли». Из-за нестабильной работы электроники иногда приходилось дублировать попытки, чтобы однозначно установить, когда наступает предел возможностей управляющей электроники.

«Дай знак» (рис. 2) – тест системы предупреждения о возможном столкновении. Водитель направляет машину в «булли» на малой (20 км/ч), средней (50 км/ч), высокой (90 км/ч) скоростях – и внимательно следит за подсказками электроники: при первом же предупреждении он нажимает на тормоз и оценивает (субъективно, конечно), своевременно ли электроника подала сигнал. Случалось, что ассистенты предательски молчали и водителю приходилось уворачиваться от «булли» в последнее мгновение, чтобы избежать удара на большой скорости. Не увернешься – разнесешь испытательную установку, повредишь автомобиль да и сам можешь пострадать, поскольку на скорости свыше 50 км/ч при достаточно жестком контакте даже с мягкой и подвижной установкой могут сработать подушки безопасности.

«Догонялки» – динамические испытания, когда движется и «булли», и настигающий его автомобиль. Это имитация наиболее распространенных дорожных ситуаций. Например, типичный для города случай – «булли» едет скоростью 20 км/ч, а машина нагоняет его со скоростью 50 км/ч (рис. 3). Затем играем в догонялки в трассовом темпе: «булли» держит 50 км/ч, а скорость автомобиля – 90 км/ч.

«Притормози» – торможение перед хвостом пробки. «Булли» и машина движутся со скоростью 60 км/ч. «Булли» начинает замедляться, и машина настигает его (рис. 4). Задача системы автоматического торможения во всех упражнениях очевидна – не допустить контакта.

Объективные оценки, полученные автомобилями по результатам заездов, мы свели в таблицу. Но, как это часто бывает в таких комплексных задачах, сухие баллы априори не могут дать полного представления о том, как показали себя герои нашего теста. На разных машинах – системы разного уровня, иные весьма капризны, а потому без подробного рассказа о каждой из них не обойтись. Делиться своими впечатлениями мы будем не в хронологическом порядке, а, для простоты восприятия, пойдем от менее удачливых участников теста к его лидерам.

LAND ROVER DISCOVERY SPORT

НОЛЬ-НОЛЬ

LAND ROVER DISCOVERY SPORT techНовый Land Rover провалился по всем статьям. Система AEB (Autonomous Emergency Braking) не справилась ни с одним упражнением. Она никак не реагировала на стоящий «булли», не предотвратила наезд и на движущийся. Даже не выдавала никаких предупреждений об опасном сближении с препятствием. По крайней мере, нам не удалось добиться от нее сигналов ни в обязательных упражнениях, ни в произвольной программе.

 

discovery-sportЗакралось подозрение, что на автомобиле и вовсе нет системы, предупреждающей аварии. Обнаружила она себя случайно – автомобиль вдруг затормозил в тот момент, когда неспешно нагонял едва ползущую установку. Разница скоростей не превышала 15 км/ч. И только в этом случае за мгновение до экстренного замедления AEB просигналила об опасности. Мы воодушевились и еще раз провели зачетное упражнение «догонялки» на невысокой скорости. Увы, системе такие условия оказались не по зубам – нулевой результат.

LAND ROVER DISCOVERY SPORT 1ВЫВОД
Система работает в очень узком диапазоне скоростей, причем при минимальной разнице между скоростями машины и препятствия, а потому малоэффективна. При разработке системы следующего поколения производителю есть что улучшать.

FORD FOCUS

ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО

FORD FOCUS techДорестайлинговый Ford Focus – самый недорогой автомобиль в нашем тесте, и мы не ждали чудес от системы Active City Stop (ACS). И не дождались: автомобиль добросовестно отработал лишь экстренное торможение с низких скоростей перед неподвижным препятствием. Автоматика успела без контакта остановить машину с 25 км/ч, но уже при 30 км/ч ощутимо пнула установку. Хотя не должна была: именно 30 км/ч производитель называет максимальной скоростью, при которой ACS срабатывает у дорестайлингового Focus’a. Очевидно, с ростом скорости не хватает дальнобойности лазерного дальномера, подающего сигнал управляющей электронике о находящемся на пути препятствии,?– система не успевает вовремя среагировать.

ford focusКроме того, ACS тормозит лишь вполсилы (замедление около 5 м/с?), предоставляя последнее слово водителю. Если тот успеет выжать педаль в пол, есть шанс избежать аварии. Было бы нелишним просигналить хотя бы за мгновение до срабатывания тормозов, но система этому не обучена.

Все эти недостатки ярко проявились в динамических испытаниях. После увесистого пинка Focus’a, нагнавшего медленно ползущую «будку», упражнение с большей разницей скоростей мы решили не проводить и ограничились преследованием замедляющегося объекта. Это был, пожалуй, один из самых драматичных эпизодов испытаний – Focus долбанул установку так, что чуть не вывел ее из строя.

FORD FOCUS 1ВЫВОД
Active City Stop – пример недорогой антиаварийной системы, которая стоит своих денег. Но малый бюджет ограничивает возможности: рассчитывать на ACS можно лишь при движении на низких скоростях.

OPEL INSIGNIA COUNTRY TOURER

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ

OPEL INSIGNIA COUNTRY TOURER techТорможения перед неподвижным объектом повторили сценарий Ford’a. На скорости 25 км/ч Insignia успела остановиться, а на 30 км/ч врезалась в установку. Повторные заезды подтвердили: это предельное значение. Но следующие упражнения продемонстрировали превосходство «молнии» над «голубым овалом».

 

opel-insigniaВо-первых, система предупреждает водителя о столкновении, хотя делает это неидеально. На 20 км/ч сигнал пришел поздно и контакта избежать не удалось (функция автоматического торможения была отключена через меню). На 50 км/ч, наоборот, система оповестила об опасности заранее, а торможение было настолько плавным, что даже оставленная на соседнем сиденье куртка не слетела на коврик. На более высокой скорости электронный ассистент решил промолчать – пришлось резко отворачивать, чтобы не разнести установку.

Во-вторых, автоматика пытается помочь при сближении и с движущейся целью. Ей это частично удается – на небольшой скорости она успевала остановить insignia. На высоких скоростях и при большей разнице скоростей электроника замечала опасность и сообщала об этом водителю, но предотвратить столкновение у нее не получалось. Не из-за близорукости: подводил алгоритм автоматического торможения – недостаточно интенсивного, чтобы предотвратить удар. Судя по всему, автоматика настроена лишь на предупреждение, в том числе и легким притормаживанием, а потому с удовольствием перекладывает ответственность на водителя.

OPEL INSIGNIA COUNTRY TOURER
На высоких скоростях и при большой разнице скоростей электроника сообщала об опасности, но предотвратить столкновение у нее не получалось

ВЫВОД
Opel умеет больше Ford’a, но талантами систем более дорогих машин не обладает.

HYUNDAI GENESIS

ПРАВИЛЬНЫМ КУРСОМ

HYUNDAI GENESIS techGenesis оснащен полноценной системой автономного экстренного торможения AEB, и при оценке четкости работы систем предупреждения об опасном сближении ей не было равных. Всё срабатывало без сбоев на всех заданных скоростях. Подача звуковых и визуальных сигналов настроена с приличным запасом, чтобы водитель успел принять решение. Кроме того, в случае опасности на ветровое стекло проецируется надпись «Осторожно» – хочешь не хочешь, а заметишь.

genesisНо с автоматическим торможением всё оказалось не столь гладко. При торможении со скорости 25 км/ч перед стоящей установкой Genesis слегка боднул ее, а в повторном заезде на той же скорости остановился без касания. Подняли планку до 30 км/ч: первая попытка – зачет, а вторая – удар, причем настолько чувствительный, словно автоматика вовсе не тормозила.

Нестабильно останавливался Genesis и нагоняя движущийся «булли». На невысоких скоростях система сработала как надо, вовремя активировав тормоза и на всякий случай подтянув ремень безопасности. А при сближении с «булли» на скорости 90 км/ч стала замедляться поздно и вяло. Бабах! Будь впереди насто­ящий автомобиль – могли бы сработать подушки.

HYUNDAI GENESIS
Как объяснил производитель, на высоких скоростях система AEB не активирует экстренное торможение

Как объяснили корейцы, на высоких скоростях система AEB не активирует экстренное торможение, а лишь притормаживает автомобиль, чтобы дать водителю возможность объехать препятствие. Странный алгоритм.

ВЫВОД
Система работает, но не лишена недостатков. В первую очередь ей не хватает стабильности.

INFINITI Q50

СНАЧАЛА НЕ ЗАЛАДИЛОСЬ

INFINITI Q50 techСедан Q50 вел себя как капризная барышня: может, остановлюсь перед стоящим «булли», а может, и нет. Поначалу он дважды отказался тормозить со скорости 20 км/ч. Для очистки совести попробовали еще раз, и – вуаля! – Q50 встал как вкопанный, сильно натянув ремень безопасности.

В одном из заездов с неподвижным препятствием Infiniti вновь проигнорировал опасность – и водителю пришлось резко оттормаживаться. Q50 так клюнул носом, что вырвал у «булли» кусок направляющей. На следующий день мы починили рельсы, по которым катается «булли», но впредь старались не доводить до критических ударов.

infiniti q60К счастью, дальнейший процесс пошел без сбоев: 30, 35, 40 км/ч – система работает! Но почему-то после почти каждого заезда на панели приборов вспыхивала надпись «Сбой системы»… Приходилось глушить и заводить двигатель, чтобы перезагрузить электронные мозги автомобиля. Предел наступил на 45 км/ч: полностью затормозить Infiniti не смог и бедняжка «булли» получил хороший пинок, отскочив по рельсам до самого тягача.

О приближающейся опасности Q50 предупреждает невнятно. На малых скоростях всё прекрасно, но на средних система срабатывает чересчур рано. Такая перестраховка оборачивается ложными срабатываниями, из-за чего многие владельцы предпочтут отключить систему. На высокой скорости предупреждений вовсе не поступило.

INFINITI Q50
Подводит алгоритм автоматического торможения – недостаточно интенсивного, чтобы предотвратить удар

Испытания с движущимся «булли» тоже принесли много интересного. Все упражнения Infiniti выполнил четко. При сокращении дистанции до движущего объекта сначала загорается предупредительный сигнал и педаль акселератора начинает сопротивляться нажатию. Если водитель снимает ногу с газа, машина плавно, без экстрима автоматически притормаживает. Если же продолжать давить на газ, невзирая на сигнал тревоги, FEB сама убирает тягу, подтягивает ремни безо­пасности и резко нажимает на тормоз.

ВЫВОД
Infiniti мог бы претендовать на место в призовой тройке, если бы не ошибалcя так часто при торможении перед неподвижным препятствием.

СADILLAC SRX

АМЕРИКА ДОГОНЯЕТ

СADILLAC techМы не ожидали, что Cadillac разделит вторую ступеньку подиума с Volvo. У шведов?то безопасность – считай, жизненное кредо. Более того, «янки» по ходу теста выглядел даже чуть надежнее. По крайней мере, не зажигал предупреждений о сбоях и не требовал перезагрузки. Но все-таки без промахов не обошлось.

Например, SRX просигналил о приближающейся опасности лишь единожды – на 50 км/ч, а в диапазонах ниже и выше молчал.

caddy-srxОт тройки за это упражнение спасла лишь нестандартная функция: вместо зуммера, предвещающего опасность, можно включить мелкую вибрацию кресла. Причем такая подсказка работает при движении не только вперед, но и назад – это мы обнаружили случайно, впопыхах едва не помяв зад машины о неприметный столбик. Парктроник при этом предательски молчал. Хорошо, что водитель почуял неладное. Обидно было бы в столь сложном тесте сохранить лицо, но помять корму.

Cadillac уверенно тормозил перед неподвижным «булли» на скорости до 40 км/ч. И без промашек выполнил все упражнения динамической программы. Причем автоматическое торможение происходит в два этапа – сначала кратковременное торможение, преду­преждающее водителя, потом основное, если тот вовремя не среагировал на сигнал.

Без промашек выполнил все упражнения динамической программы
Без промашек выполнил все упражнения динамической программы

ВЫВОД
Cadillac порадовал хорошими и стабильными результатами. На него вполне можно положиться – способен подстраховать и в городских пробках, и на трассе.

VOLVO S60

СЛЕДУЯ ТРАДИЦИЯМ

VOLVO S60 techПоначалу Volvo S60 разочаровал, протаранив стоящий «булли» уже на 35 км/ч. Производитель заявляет, что система City Safety нынешнего поколения работает на скорости до 50 км/ч, а реальный порог получился в полтора раза ниже.

Были у системы и сбои. В ходе одного из заездов она не успела затормозить со скорости 30 км/ч и влетела в «булли» с такой силой, что передний бампер слегка ушел с креплений. Починили.

volvo_s60А потом умная электроника и вовсе заглючила. При нажатии на педаль акселератора она почему-то включала экстренное торможение! Недуг быстро вылечили дедовским методом – перезапуском двигателя. Но осадочек остался, а потому тройка – вполне заслуженная оценка за это упражнение.

Но дальше все пошло как по маслу. На любой скорости Volvo своевременно подсказывал, когда нужно тормозить. Если водитель быстро реагировал на сигнал и точно дозировал усилие на педали тормоза, замедление получалось на грани срабатывания ABS. Идеальный вариант – не поздно и не рано. За десяток попыток – ни одного сбоя. Без нареканий S60 отработал и динамическую программу, догоняя «булли».

Тормозит довольно мягко – ну, насколько это возможно при экстренном вмешательстве
Тормозит довольно мягко – ну, насколько это возможно при экстренном вмешательстве

Контраварийная система притормаживала автомобиль в непосредственной близости от движущейся установки, но до контакта не доводила. Причем торможение довольно мягкое – ну, насколько это возможно при экстренном вмешательстве.

ВЫВОД
От Volvo, слывущего символом безо­пасности, мы ожидали чуть большего. Посредственный результат при торможении перед неподвижным объектом – не есть хорошо. И к стабильности работы имеются претензии. Но в остальных упражнениях машина реабилитировалась и подтвердила высокий статус.

BMW X4

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

BMW X4 techДо круглой пятерки дорогому BMW не хватило совсем чуть-чуть – он не подал сигнал при подъезде к движущемуся препятствию на скорости 90 км/ч. Все остальные упражнения X4 выполнил на отлично – со свойственной немцам расчетливостью и пунктуальностью.

На протяжении всей серии заездов с торможением перед неподвижным «булли» – начиная с 15 км/ч и заканчивая 50 км/ч – поведение автомобиля не менялось. Сначала следовало короткое предупредительное торможение, затем более интенсивное – до полной остановки. На скорости 55 км/ч BMW мягко пнул «булли», указав на предел своих возможностей.

bmw-x4И тут в дело вмешались фотографы, которые ради эффектного кадра готовы на любые эксперименты: давай, мол, разгонись до шестидесяти! Кадр действительно получился эффектным: после жесткого удара «ноздри» BMW оставили на световозвращающей металлической фольге такой рельефный отпечаток, словно его отштамповали тяжелым прессом.

BMW и «булли» выжили (крепкие радиаторные решетки делают в Баварии!), а пилот в сердцах ушел на перекур.

BMW не дал повода усомниться в его надежности: все задания выполнил четко, как под копирку
BMW не дал повода усомниться в его надежности: все задания выполнил четко, как под копирку

Зато потом было совсем не страшно выполнять упражнения с движущимся «булли». Тем более что BMW вовсе не давал повода усомниться в его надежности: все задания он выполнял четко, как под копирку!

ВЫВОД
Безоговорочный лидер. Самая надежная и точная система из всех протестированных. Но дармовой сыр бывает только в мышеловке: посмотрите-ка на цену «икс-четвертого»!

VOLKSWAGEN GOLF

СЛОМАВШИХСЯ НЕ БЬЮТ

Не все автомобили из пресс-парков производителей, обещающих автоматическое торможение, имели в комплектации так нужную нам функцию. На наше счастье, ею под названием (City Emergency Brake) наделен редакционный Volkswagen Golf, который оказался девятым в тестовом списке.

VW Golf – вне зачета. Причина – система автоматического торможения неисправна
VW Golf – вне зачета. Причина – система автоматического торможения неисправна

На этом девятом месте он и остался поcле проведенных испытаний. Когда Golf трижды пнул практически родного ему «булли», мы хотели закончить испытания. Но все-таки дали Golf’y еще один шанс и дополнительно наклеили на корму «булли» кусок алюмини­евой фольги – вдруг световозвращающие наклейки небольшой площади не отражают лазерный луч радара? Поможем сложной электронике!

И – о чудо! – система заработала. Но только один раз. На панели зажглось предупреждение о неисправности, и Golf окончательно отказался самостоятельно тормозить. Эти два информационных сообщения, высветившихся одно за  другим на приборном щитке, стали для Golf’a приговором. Мы сняли автомобиль с теста и отправили на диагностическое обследование.

Устроили Volkswagen’y осмотр с пристрастием. Подергали провода у датчиков, проверили предохранители, даже скинули клемму аккумулятора, чтобы освежить блокам управления память. Но увы…

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Общий вывод таков: большинство систем автоматического торможения еще не достигло такого уровня, чтобы на них можно было полностью положиться. И все-таки уже сегодня их вмешательство в экстренных ситуациях избавляет от недешевого кузовного ремонта, а иногда даже спасает жизнь. Поэтому польза от них, безусловно, есть, а четче работать они научатся со временем – так было со всеми электронными помощниками, которые уже стали массовыми. Кстати, системы автоматического торможения уже появляются на бюджетных моделях. А потому такие тесты в недалеком будущем окажутся для большинства автолюбителей не только любопытными, но и полезными. Мы будем держать вас в курсе.

AVTO-STOP_tabl