Наконец-то добравшийся до Украины Citroen С4 Cactus хорош не только на взгляд, но и на ощупь. I Производство Франция | В Украине с июня 2015 года | От 426 800 гривен* | Автор Николай Захаренков | Фото Сергей Торгалов

Проводись где-то конкурс на самое оригинальное название автомобиля, Citroen C4 Cactus был бы на нем председателем жюри. «Почему именно Cactus?» – можете спросить вы у его создателя (а точнее, у создательницы – самый оригинальный, пожалуй, Citroen современности строился под руководством женщины по имени Энн Рутман, очень улыбчивой и милой). И услышите в ответ: «А почему бы и нет?». На самом деле в названии модели, конечно же, скрыт по-французски изящный трюк. Это как бы «ассоциация наоборот», работающая от противного и на контрасте. Если большинству людей, кроме заядлых ботаников, при слове «кактус» вспоминается колючее и жесткое, то в случае с этим Citroen они получают, напротив, гладкое и мягкое. Удивительно! А ведь удивление, если верить старине Экману и игрокам в покер, сильнейшая эмоция, которую почти невозможно скрыть. И талантливые Штирлицы, умеющие не дрогнуть даже на грани провала, открывшегося вместе с их следами на имуществе симпатичной радистки, – лишь редкие исключения, подтверждающие правило.

Citroen C4 Cactus 2Основная масса наблюдателей не только моргает глазами при виде C4 Cactus, но еще и показывает на него пальцами, а также открывает рты. Пожалуй, в данной ценовой категории (условно назовем ее «автомобили до полумиллиона», хотя Cactus в топовой комплектации, да еще и опциями, немного переступает эту черту) более привлекательной и удивительной модели не сыскать. Поэтому ее водитель и пассажиры – всегда в центре общественного внимания, нравится им это или нет.

ПО МЯГКИМ МЕСТАМ

Но вернемся к мягкости C4 Cactus. Она начинается еще снаружи на защитных вставках Airbump, занимающих едва ли не половину площади дверей. Причем их размещение не бездумно-механическое, «снизу до половины», а изящно-трапецеидальное, отлично вписанное в дизайн. Что совершенно не мешает накладкам выполнять свою основную защитную функцию. Скажем, если кто-то на припаркованном по соседству автомобиле стукнет распахиваемой дверцей по дверям C4 Cactus, то удар почти наверняка придется на Airbump – наши натурные эксперименты подтвердили это. На самих защитных накладках при этом даже не останется следа. Мало того, если водитель или передний пассажир этого оригинального автомобиля сам лихо врежет дверью по соседней машине, скандала тоже не будет, поскольку Airbump заходит и на боковые кромки дверей.

Несмотря на простецкий вид, инженерная проработка Airbump впечатляет масштабами. Оказывается, несколько человек во Франции дули микроскопические пузыри, много месяцев подряд и с самым серьезным выражением лица. Сложность заключалась в том, что дуть надо было не из мыльного раствора, а из термопластичного полиуретана, сохраняющего свои свойства и в жару, и в сильные морозы. Добились не только нужной формы и стойкости, но и цветового разнообразия: можно выбирать колор накладок, доплачивая за этот выбор около тысячи гривен (в базе все накладки – черные).

Кроме дверей, мягкие вставки обнаруживаются также на обоих бамперах, но здесь их защитная функция не столь очевидна – как говорят операторы мобильной связи, слабенькое какое-то покрытие.
Кроме дверей, мягкие вставки обнаруживаются также на обоих бамперах, но здесь их защитная функция не столь очевидна – как говорят операторы мобильной связи, слабенькое какое-то покрытие.

Мягкость номер два – это передний диван C4 Cactus. Строго говоря, он становится таковым, если поднять подлокотник, который в этом случае заполняет собой пространство между спинками. Но они в любом случае очень мягки, как и подушки. Усядешься – и не можешь отделаться от ассоциаций со старыми «американцами». Некоторые из них, кстати, тоже щеголяли накладками на дверях и крыльях, только деревянными.

Разумеется, втиснув в колесную базу C4 (2595 мм – не стретч-лимузин) диван спереди, сзади производителю пришлось устанавливать компактную «скамейку». Таковой сиденье второго ряда воспринимается не столько из-за комфорта (он вполне сносный), сколько благодаря неразрезной спинке. Ее, тем не менее, можно сложить. Однако для этого понадобится помощь друга или подруги, поскольку для складывания нужно отжать обе защелки, находящиеся по разным краям спинки.

В крайнем случае, можно справиться и самому, но для этого придется залезть на заднее сиденье спиной вперед – выглядит сие упражнение не эстетично, да и спинку переднего дивана можно запачкать подошвами. Обидно было бы: обивочная ткань по фактуре подобна мебельной; она изрядно добавляет уюта в салон C4 Cactus, и потому всегда хочется видеть ее чистой.

И НАШИМ, И ВАШИМ

Сама по себе пара диван-скамейка неплохо визуализирует акценты, которые расставлял производитель, задумываясь о планировке салона. Спереди не только мягкость, но и простор, ради которого даже пассажирская подушка безопасности переехала в крышу. Еще здесь оригинальный рычаг стояночного тормоза, которым поначалу пытаешься выбирать режимы движения автомобиля, R или D.

Это, разумеется, ошибка, спровоцированная грандиозными размерами самого рычага и тем фактом, что наш герой – ультимативно двухпедальный. По крайней мере, на украинском рынке. Cactus’у, доступному у нас либо с 1,2-литровой бензиновой трехцилиндровкой (82 л.с., 118 Н.м), либо с дизелем объемом 1,6 л (92 л.с., 230 Н.м), положена лишь роботизированная механика, на 5 или 6 ступеней соответственно. Управление ею возложено не на рычаг, а на кнопки. Это еще одно маленькое чудо в передней части салона; все, кто с любопытством заглядывают в Cactus, останавливают взгляд прежде всего на них.

А драйвер глядит на два экрана, заменяющих ему приборную панель. Тот дисплей, что расположен прямо над рулевой колонкой, не чувствителен к прикосновению и демонстрирует базовый минимум водительской информации. В него попали спидометр с одометром, указателем уровня топлива и включенной передачи. А вот тахометр и указатель температуры охлаждающей жидкости конкурсный отбор, к сожалению, не прошли.

Центральный дисплей – уже тачскрин, позволяет управлять мультимедийной и навигационной системами, а также климатом в салоне. По отзывчивости – средний, в одну и ту же виртуальную кнопку иногда тыкаешь дважды.

Что же касается второго ряда, то пространства на нем ощутимо меньше (хоть и хватает для человека среднего роста), дверные стекла не опускаются, а лишь приоткрываются на небольшой угол. И, если вы не закажете панорамную крышу за 13 490 грн, галерка может показаться темноватой. Автомобиль-то рассчитан на молодых, не всегда семейных, поэтому над комфортом размещения тещи никто особо голову не ломал.

В ПОИСКАХ КОЛЮЧЕК

«Есть кактус – должны быть и колючки» – уперлись мы, и таки нашли парочку. Во-первых, в салоне нет потолочных ручек, ни одной. А дверные, ввиду своей оригинальности, не могут служить надежной опорой в поворотах. Теперь я, кажется, глубже понимаю концепцию атмосферы C4 Cactus, которую Энн Рутман описывала мне как «веселую, теплую и дружескую». С друзьями тут, действительно, весело, но еще веселей с подругами. Водитель держится за руль, передний пассажир(ка) обнимает водителя, задние седоки обхватывают руками спинки передних кресел. Бабка за дедку, дедка за репку…

В данной ценовой категории более интересной внешне модели не сыскать. А ведь C4 Cactus к тому же очень экономичен и неплохо управляется

А еще роботизированная трансмиссия чудит – как ни ласкай педаль газа, задержки при переключениях чувствуются. Особенно ощутимы они при переходе на вторую и третью передачи; особенно неприятны, когда нужно сделать левый поворот при интенсивном встречном движении или быстро встроиться в плотный транспортный поток, выезжая со двора. Признаться, в некоторых вышеописанных случаях я, привыкший к незамедлительному исполнению автомобилем моих команд, начинал слегка нервничать.

Citroen C4 Cactus plusСactus не разделял моих волнений, флегматично поклевывая носом при переключениях. «Ничего, выйдем на третью космическую, и жизнь наладится», – словно говорил он, и ведь оказался прав. Как только на спидометре загорится цифра «30», лепестком правого подрулевого переключателя включаешь третью передачу (сама коробка может сделать это и позднее), и – понеслась! Хорошо знакомый по другим моделям компании 1,6-литровый турбодизель, оказавшись в Cactus’e, словно расправляет крылья – снаряженная масса C4 Cactus едва переваливает за тонну, поэтому разгон получается интересным. Подвески, пока еще не адаптированные к отечественным реалиям, довольно точно повторяют дорожный профиль, особенно задняя, но душу не вытряхивают, и выраженного крена в повороте не дают. Добавьте сюда точное рулевое, и вы поймете: даже на роботизированном Cactus’e можно ездить довольно шустро. И все равно на презентации модели в Украине я банным листом пристал к Лоику Сибраку, главе представительства PSA в Украине – привезите нам и обычную механику! Мсье Сибрак с таким вниманием выслушивал мои пожелания, что даже зародилась надежда: авось, и прорастет в Cactus’e простая палка-мешалка, в конце этого года или в начале следующего. Я думаю, она вычеркнет и без того нечастые грустные нотки из мелодии драйва и поможет еще ниже опустить расход топлива, который и так неприлично мал: в городе около пяти литров на сотню, на трассе еще литром меньше.

Citroen C4 Cactus techЗаРулем №9 сентябрь 2015