В Украине впервые появилась заводская версия Seat Leon на голубом топливе | Производство Марторель, Испания | В Украине с конца 2014 года | От $27 000* (ориентировочно) | Автор Ярослав Московка | Фото Сергей Торгалов

Нефтяные недра вовсю близки к исчерпанию – самые пессимистичные эксперты отводят им максимум 25-30 лет. Останутся еще шельфовые запасы, но добыча черного золота из них куда трудней и дороже. А вот активы природного газа значительно превышают по объемам нефтяные – и, по мнению многих, именно за метаном светлое голубое будущее топливной сферы. Неслучайно компания Shell, известная прежде всего разработкой нефтяных скважин, сегодня стала одним из крупнейших в мире добытчиков природного газа.

Если рассматривать метан как автомобильное топливо, то в сравнении с бензином и дизелем у него немало преимуществ. Прежде всего – экологичность выхлопа, несопоставимая с продуктами сгорания нефтяных энергоносителей. Мотор, потребляющий сжатый природный газ, выбрасывает в атмосферу в разы меньше пресловутой двуокиси углерода и углеводородных соединений. Отчасти так получается потому, что, в отличие от бензина и пропана (газа, являющегося побочным продуктом переработки нефти), метан являет собою не сложную углеводородную цепочку, а элементарнейшее звено: CH4. Для вдумчивых европейцев (сознательность которых укреплена прежде всего ставками налогов) это очень привлекательный стимул.
В Германии еще два года назад количество метановых автозаправок, именуемых газокомпрессорными станциями, перевалило за тысячу, а парк машин всех классов, работающих на метане, растет стремительными темпами. Очень востребован метан также в Италии, некоторых районах Испании и Португалии.

Посему и появление версии на голубом топливе в модельном ряду Seat оказалось логичным и ожидаемым (скорее неожиданно, что такая машина появилась в Украине!). За основу был взят Leon с привычным бензиновым мотором 1.4TSI. Под капотом поселился современный метановый редуктор и отдельные газовые форсунки, впрыскивающие метановую смесь в пластиковый впускной коллектор (то же оборудование ставят на Audi A3!). Баллоны суммарной вместимостью 22 кубометра газа обосновались в багажнике – в нише для запасного колеса, вместо которого предлагается ремкомплект. Единственная примета метановой версии при взгляде снаружи – отсутствие выхлопной трубы. Точнее, на ее привычном месте – под задним бампером. Поскольку по соображениям безопасности глушитель должен держаться подальше от баллонов, выхлопной тракт завершили досрочно – вывели его перед задними колесами, под левой пассажирской дверью.

РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Всякий мотор, использующий газовое топливо, пускается только на нефтяном зелье – в нашем случае бензине, поэтому вся исходная система питания Leon осталась неизменной, включая стандартный 50-литровый бензиновый бак. После очень скорого прогрева двигателя и, в первую очередь, газового редуктора, автомобиль автоматически и абсолютно незаметно переходит на метан. Причем принудительно переключить машину на бензин невозможно: система «заточена» под преимущественное использование метана и на нефтяной источник энергии перейдет только в том случае, если в баллонах закончится газ.

Для наглядности Leon TGI оснащен двумя топливомерами: тот, что показывает количество газа, обосновался под шкалой тахометра, а бензиновый остался на своем месте под спидометром. Расход голубого топлива отображается на консольном дисплее борткомпьютера. И тут нас ожидает сюрприз: объем и потребление метана измеряются не в привычных нам литрах, а в экзотичных кубометрах. Одна радость – что цифры расхода на 100 км близки к знакомым бензиновым: в среднем в городе Leon довольствуется 6–6,2 кубами метана на «сотню». Умерить аппетит, кстати, помогает система «старт-стоп».

Самый очевидный и нетерпеливый вопрос – как же едет метановый Leon? Разочарую скептиков и злопыхателей: разница в ощущениях по сравнению с бензиновой машиной без измерительных приборов едва заметна, и основную роль в ней играет самоубеждение. Когда заведомо знаешь, что автомобиль движим энергией альтернативного топлива, то невольно (под впечатлением от газобаллонных установок эпох триасового периода) почувствуешь чуть более мягкий отзыв двигателя на педаль акселератора и совсем слегка умерившуюся прыть. Leon TGI набирает 100 км/ч за 10,9 с – всего на полторы секунды дольше обычного TSI, на городских же скоростях разница и того меньше. Крутящий момент у мотора остался неизменным, мощность же сократилась до 110 л.с. В сущности, ни динамика, ни водительские эмоции не понесли значимых потерь: Leon на метане остался таким же задорным живчиком с эффектным подхватом турбины и шустрым набором хода.

ГОЛУБАЯ ЭКОНОМИКА

Когда спадают (или, наоборот, распаляются?) страсти по поводу ездовых ощущений, тут же налетают вопросы об экономической выгоде пользования голубым топливом. Что ж, давайте подсчитаем! В зависимости от стиля вождения и окружающих условий у нас расход метана на столичных улицах держался в среднем на уровне 6 м3/100 км – минимум 5,3, максимум 6,9. Сегодня за кубометр метана на газокомпрессорных станциях просят 10,8 гривен. Таким образом, цена пробега 100 км на метане – примерно 65 гривен. Бензиновый автомобиль в аналогичных условиях потребует не меньше 7 л/100 км – при средней цене топлива в Киеве на момент подготовки материала в 17 гривен это значит, что на преодоление сотни верст потребуется 120 гривен: почти вдвое больше!

При этом метановый Leon не затратнее своего бензинового аналога в содержании: регламенты техобслуживания и их расценки для обеих версий абсолютно одинаковы. Разница лишь в том, что газовой машине через три года после начала эксплуатации (а затем каждые два года) при проведении очередного ТО положен контроль газопровода, ну, и каждые пять лет надобно наведываться к газовикам для поверки баллонов – сегодня эта процедура обходится в 150 гривен.

Seat_Leon_PlusА вот заправить машину метаном отнюдь не так просто, как бензином. На весь Киев – лишь четыре (!) газонаполнительных компрессорных станции, причем только одна из них на левом берегу столицы. В Одесской и Житомирской областях – по две АГНКС, в Херсонской и Черновицкой – и вовсе по одной. Соответственно, надо учитывать дополнительные «нулевые рейсы» до АГНКС либо, по крайней мере, планировать свои маршруты так, чтобы они пролегали мимо этих станций.

В КОМПАНИИ МАСТОДОНТОВ

Да и сам процесс «задувки» метана для неподготовленного зрителя – сродни заправке космического корабля ракетным топливом. Меры безопасности на АГНКС – куда как строже, чем на бензиновых заправках. Еще перед станцией нужно высадить из машины всех пассажиров. Оператору надо предъявить талон, подтверждающий исправность ГБО и успешное испытание баллонов давлением (тот самый, что надо обновлять каждые пять лет), иначе к заправке машину не допустят. Автомобиль нужно не только заглушить, но и вообще извлечь ключи из замка зажигания, а еще поставить машину на ручник. Затем оператор проверяет, надежно ли вставлен пистолет в переходник и, наконец, дает команду на старт заправки. При этом процессе нужно держаться от автомобиля подальше – безопасная дистанция минимум 15 м, причем не в зоне прямой видимости заправочного пистолета и баллонов…

Seat_Leon_3
На фоне суровых советских газовых колонок Seat выглядит гостем из далекого будущего.

По своему виду АГНКС – словно потерявшиеся во времени пришельцы из светлого советского прошлого.  Даже их обычные посетители – той же эпохи: древние ЗИЛы и «газоны», «пазики» и ЛАЗы… Однако нам довелось повстречать на компрессорной станции и «Ланос», а менеджер Seat видел на АГНКС и вовсе свежий Mercedes-Benz ML!
Так что у метана явно большое будущее. Кстати, владельцы частных домов с газопроводом могут приобрести себе мобильную компрессорную станцию – и заправлять машину от домашней газовой трубы: это выйдет еще дешевле! Поэтому полагаем, что Leon TGI, первая ласточка, залетевшая в Украину, скоро приведет за собой целые стаи. Пока автомобиль в нашей стране уникальный: Seat привез его главным образом для продвижения идеи и демонстрации потенциальным клиентам – компаниям с западным капиталом и соответствующими прогрессивными взглядами. На экологичную машину пока нет точного прайса – ориентировочно за Leon TGI намерены просить от $27 тысяч. Конечно, это дороже обычной бензиновой версии, но выгода в стоимости метана позволяет скоро окупить машину – особенно если планируются немаленькие пробеги (а бензин, заметим, дешевле не станет). Ну, а дружественность окружающей среде – и вовсе бесценна.

Seat_Leon_techАвтомобиль предоставлен на тест компанией «Порше Украина».

ЗаРулем №3 март 2015