Готова ли новая Toyota Camry удержать власть, когда престол оспаривают Ford Mondeo, Kia Optima и Mazda 6?
Автор Юрий Тимкин, фото: Георгий Садков

В классе среднеразмерных седанов никакой демократией и не пахнет. Монархия в чистом виде! Всё как по учебнику: форма государственного устройства, при которой вся власть сосредоточена в одних руках и передается по наследству. Да это же история про Camry! Каждое ее поколение господствовало на нашем рынке – в иные годы все, вместе взятые, конкуренты недотягивали до Camry по объему продаж. Поэтому к машине нового поколения (заводской индекс XV70) внимание особое.

Как насчет сравнения c Kia Optima? Раз тойотовцы уделили внимание управляемости, сопоставление с эталонной по этой части Маздой 6 напрашивается само собой. Третьим спарринг-партнером стал седан Ford Mondeo – признанный любимец корпоративных парков. Борьбу за трон объявляю открытой!

Тронный зал

Наконец-то Camry хорошо управляется! Теперь она устроит не только поборников вальяжного движения.

За что любили Camry прошлого поколения? За ощущение сверхпростора! Сзади столько места, что можно не сильно завидовать представительскому S‑классу – конечно, с поправкой на уровень отделки. Кузов XV70 на 25 мм ниже, чем у XV50, но с простором в Тойоте по-прежнему всё в полном порядке, разве что ступням стало чуть теснее – при условии, что передние сиденья в нижнем положении. Мéста хватает с запасом во всех направлениях. Даже крыша не давит – недаром японцы установили подушки сидений на 30 мм ближе к полу. Особенно хорошо правому седоку: он может сервоприводом отодвинуть от себя переднее кресло, освободив дополнительное пространство, как настоящий VIP-пассажир.

Интерьер – новое слово для Тойоты. Первую скрипку в нем играет, конечно же, асимметричная центральная консоль. Вся фурнитура свежая – японцы сказали «прощай» набившим оскомину кнопкам и переключателям родом из 1980‑х.

По части сервисных услуг Camry на голову выше соперников. Только она позволяет регулировать (посредством электропривода!) угол наклона спинки, настраивать «погоду» (только Toyota предлагает трехзонный климат-контроль), управлять аудиосистемой – пульт от всего этого хозяйства пристроили в подлокотнике.
На таком фоне обогрев сидений, шторки на окнах и два USB-разъема воспринимаешь как нечто естественное.

На ходу Оптима шумновата – особенно докучает гул от дороги. Управляемость нейтральная и совершенно не располагающая к активному драйву.
Дизайн интерьера вызывает ассоциации с предыдущей «пятеркой» BMW. Не самый плохой пример для подражания!

В Оптиме таких «роскошеств» не встретишь – есть только обогрев, боковые шторки да гнездо для флешки. Но кое в чем Optima даже утерла нос Camry. Во‑первых, в Kia чуть просторнее в плечах, и наши замеры подтверждают субъективные впечатления. Во‑вторых, профиль сиденья самый удобный в квартете. Наконец, в корейский седан удобнее садиться – двери открываются на больший угол. Так что за второй ряд сидений этим двум машинам поставили одинаково высокие оценки.

В лучших традициях «голубого овала» шасси Mondeo тешит надежной, предска­зуемой и азартной управляемостью.
Салон выглядит откровенно старомодным. И тесно – чувствуешь себя как в кокпите спортивного автомобиля.

Длина колесной базы у Mondeo максимальная в квартете, однако это ни о чем не говорит. Запас пространства для коленей на удивление скромный – будто сидишь в Фокусе, а не в солидном, почти пятиметровом седане. А если сзади ехать втроем, то гóловы крайних седоков касаются стоек – в других машинах такого не было. И набивка сидений слишком плотная, – помягче надо с пассажирами, помягче! Но есть у Mondeo и сильные стороны: в наличии не только розетка на 12 вольт, но еще и высоковольтная. Нет у конкурентов и удобных щелей-выштамповок в дверных кармашках, скроенных будто специально под планшет.

Шасси настроено с упором на активное вождение – по этой части «шестерке» нет равных в квартете. По гладкой дороге Mazda летит
стрелой. Но на неровном асфальте она наименее комфортна.
Интерьер выполнен в духе техноминимализма. Качество сборки – комар носа не подточит.

Во втором ряду Мазды тоже не разгуляешься: мéста для ног впритык, медиаразъемов нет, а в дверные карманы входит только пол-литровая бутылка. Зато центральному пассажиру тут уютно – он сидит не на твердом горбу, а на мягком пуфике. C Mondeo – паритет. Но, как говорится, не простором единым!

В Мазде шумно. Причем доминанту ­выявить непросто: гул шин, свист встречного ветра слышны одинаково хорошо. На разгоне их затыкает рычание мотора. Плавность хода тоже оставляет желать лучшего. Мелких выбоин обутая в 19‑дюймовые шины Mazda не замечает, но на неровностях калибром поболее трясет изрядно. И если в вашем регионе посредственные дороги, то передвигаться в стиле релакс не получится. Сановным пассажирам такое вряд ли понравится. Так что в этой дисциплине Mazda – аутсайдер.

Camry и прежде слыла эталоном плавности хода, а стала еще лучше!

Плотное шасси Mondeo упруго и беззвучно отрабатывает выбоины, разве что раскачки на волнах могло быть поменьше. Если пассажир привык работать с ноутбуком или планшетом, придется несладко. Подвеска Оптимы не любит неровностей с острыми краями, а в остальном свою работу выполняет на отлично. Но обедню портит неожиданно сильный дорожный шум. На шершавом асфальте в салоне стоит такой гул, что говорить по телефону не повышая голоса не выйдет – Ford заметно тише.

Ну а Toyota удивила. Благодаря дополнительным матам на полу и в моторном отсеке, в ней очень тихо. Разве что после сотни слышен ветер, запутавшийся в зеркалах. И вот что удивительно: Camry и так слыла эталоном плавности хода, а стала еще лучше! Ямы, выбоины, грубые заплатки она проезжает совершенно незаметно для экипажа. Ни стуков, ни тряски. Но высшую оценку поставить мы всё же не смогли – подвела энергоемкость подвески. На провороненном «лежачем полицейском» ее таки пробило. Прокатились тут на Mondeo и Оптиме – ходовая отработала без нареканий. Справедливости ради – «полисмен» был неформатный, а ехали мы слишком быстро.

Крестовый поход

Camry всегда критиковали за консервативный интерьер. Огромный старомодный руль, нелепые электронные часики, несуразно большие кнопки и обилие «пластмассового дерева» отворачивали от седана молодую продвинутую клиентуру. Наконец-то японцы набрались мужества и наступили на горло собственной песне.

Новый интерьер Camry – революция. Атмосфера казенщины и стилистической аскезы отринута. Салон исполнен в авангардном ключе. Развернутая на водителя центральная консоль, прихотливо изогнутые декоративные накладки. Компактный руль регулируется в более широком, чем прежде, диапазоне, причем электроприводами. Прогресс, как говорится, налицо. Жаль, счастливой улыбки на этом лице все-таки нет – огорчает примитивная графика дисплеев (господа из Тойоты, посмотрите на экраны конкурентов! Сразу станет ясно, что к чему). И почему здесь только один USB-порт? Ведь 2018 год на дворе. Наконец, нам не хватает диапазона вертикального перемещения водительского кресла – хочется «приземлиться» еще на сантиметр-другой. Но всё это придирки. Как ни крути, тойотовский интерьер создает море позитива.

Однозначный лидер по удобству водительского сиденья – Mondeo. Чуть жестковатое, с выверенным профилем и внятной боковой поддержкой. Причем ее степень можно регулировать. Кто из конкурентов предлагает такое? Никто! Функция массажа – тоже эксклюзив. Жаль, на водительском месте тесно. Массивный руль, внушительная центральная консоль и нависающая передняя панель порождают клаустрофобию – в большом седане она явно неуместна. Кроме того у Mondeo самая скверная в квартете обзорность. Водителю не видно даже середины капота, боковые зеркала безбожно искажают действительность, а распашные дворники оставляют солидные неочищенные сектора. В итоге в своем дворе я долго пристраивался на свободное место (надеюсь, соседи не хохотали), пока не додумался воспользоваться ассистентом парковки. Электроника всё сделала сама.

На левом переднем кресле Оптимы негатива не возникает. Вообще. Руль приятно лежит в руках, логика и интерфейс головного устройства мультимедиасистемы прозрачны, а сиденье крепко держит тело. И я прекрасно понимаю корейцев, которые, обновляя Оптиму, ограничились лишь штришками. Вот-вот появится у нас и рестайлинговая «шестерка», а ее салон обновился куда серьезнее. На то были все резоны. Поймите меня правильно: нынешняя машина хороша добротной сборкой и приятным дизайном, но в мелочах возраст всё же чувствуется. Экран мультимедиасистемы слишком компактен, сиденья неказисты и не предлагают вентиляцию. Все эти промахи на обновленной «шестерке» будут исправлены. А еще маздовцы «отредактировали» шасси, сделав его более комфортным. Даже не знаю, радоваться ли. Не потерялась ли по ходу переделок восхитительная управляемость? Не хотелось бы, ведь «шестерка» образца 2017 года для человека с бензином в крови – настоящая отдушина. Железобетонная стабильность на прямой, чуткий руль, удивительная устойчивость и покладистость в поворотах – восторг для фаната активной езды. И динамика хороша: что с места, что с ходу Mazda уверенно отрывается от Тойоты. Особенно заметна пылкость в спортивном режиме автомата – огонь!

Управляемость Mondeo тоже бойцовская, по связкам виражей он порхает легко и ненапряжно. Руль наливается тугим усилием, реакции точны и понятны. А как здорово подыгрывает задняя подвеска! По извилистой дороге вести Ford очень интересно. И всё же за управляемость Mondeo мы поставили оценку ниже, чем Мазде, – слишком заметна раскачка на пологой волне, в колеях ощущается нервозность.

У «голубого овала» самый мощный и моментный мотор в квартете, однако особого преимущества это не дает: «шестерка» не менее динамична. При этом Mondeo самый прожорливый в тесте: на сто «верст» требует в среднем 12 литров бензина, в то время как соперники выпивают на литр-полтора меньше.

На фоне оппонентов управляемость Оптимы пресно-среднестатистическая. Нет, машина не «тупит», но даже с характерным дизельным подхватом она не заряжает, как Mazda или Ford. Просто едет – хорошо и уверенно, но не более: без огонька и азарта, которых ждёшь от яркой внешности и нескучного интерьера. Семиступенчатый робот с двумя сцеплениями неплох в реакциях – он всегда верно держит на втором валу наготове нужную передачу и оперативно отзывается на утапливание акселератора. Но именно на фоне Мазды и Форда дизелю Оптимы не хватает тех самых сакраментальных лошадок, а рулю – тонкой остроты.

Toyota? Она порвала все шаблоны! Многочисленные Camry разных лет, на которых мне доводилось поездить, были абсолютными «овощами»: пустой руль, дряблые
подвески… Теперь всё иначе: кренов заметно поубавилось, при разъезде со встречными грузовиками исчезла раскачка, а недостаточную поворачиваемость почти удалось победить – в виражи Camry больше не приходится затаскивать за шиворот. Руль обрел добротную реактивную связь. Раньше ее не то чтобы недоставало, а не было вовсе! Теперь отклики точные и быстрые. Мотор 2.5 прежний, но модернизированный автомат работает более споро, гладко, как-то «бесшовно». Тойоту стало интересно водить!

***

Итоги теста огорчат поклонников Мазды. Развернуться на полную катушку красавице не дает слабая шумоизоляция, скромная плавность хода, тесные салон и багажник. Но если вы жаждете первоклассной управляемости, ничего лучше «шестерки» в этом сегменте не сыскать.

Toyota Camry уверенно выиграла сражение, осталось победить в битве за кошельки. Юрий Тимкин

Невелики шансы на престолонаследие и у Форда. Mondeo подводит простецкий интерьер, скверная обзорность и тесноватый задний ряд. А для целевой аудитории это важнее зажигательной управляемости и удобного водительского кресла.
Второе место за Kia. В активе Оптимы воздушный и эргономичный салон, достойная плавность хода и наиболее доступная цена. Чтобы поднять машину на ступень выше, корейцам хорошо бы поработать над шумоизоляцией и добавить управля­емости огонька.

А что наша коронованная особа? Ваше величество, царствованию династии ничто не угрожает. К традиционным козырям – бесподобной плавности хода, простору и тишине в салоне – добавились интересный дизайн, прогрессивное оснащение, которого не предлагают конкуренты, и клас­сная управляемость. Передача престола наследнице прошла успешно. Да здравствует Camry, да здравствует королева!

ЗА РУЛЕМ №07 2018