Гибридный RAV4 причудливо нарушает многие привычные понятия. Автор Ярослав Московка, фото автора и фирмы Toyota

Вискривленных потусторонних мирах Лобачевского каких только причудливых явлений не сыскать – одни только пересекающиеся параллели чего стоят. В этих же фантастических пространствах творят инженеры-кудесники Тойоты – иначе как объяснить сущие чудеса, скрытые под хорошо знакомым кузовом RAV4?

TOYOTA-RAV4-2
На гибридной машине фирменный телец Тойоты получил голубой ореол. Под эмблемой – передняя камера системы кругового обзора.

Вслед за неевклидовой геометрией Тойота изобретает неевклидову арифметику, в которой сумма может не зависеть от числа и значения слагаемых. Отвлеченную теорию рассмотрим на практике свежеиспеченного гибридного RAV4. Да-да – вслед за Аурисом в экологичный тренд входит и популярный тойотовский кроссовер.

В основе своей он получил гибридную трансмиссию с элементами, уже успешно опробованными на упомянутом Аурисе, а также на Lexus NX 300h. Но – это если мы говорим о переднеприводном гибриде, у которого всё привычно (заметьте, гибриды уже становятся для нас привычными!). Бензиновый 152-сильный мотор, 105-киловаттный электродвигатель и связывающая их мудреная гибридная трансмиссия, которая хитроумным нелинейным способом суммирует мощности обоих агрегатов до 197 л.с. – запомните эту цифру.

Тойота пошла дальше и сделала первый в мире полноприводный гибрид с двумя электродвигателями – по мотору на каждую ось. У такого RAV4 на задней оси трудится 50-киловаттный электромотор. А теперь попробуйте прикинуть, какова суммарная мощность силовой установки полноприводника – всё те же 197 л.с.! По каким таким законам складываются силы моторов, известно, пожалуй, одним создателям этого чуда техники. А нам остается лишь с максимальной пользой для себя (и, конечно, окружающей среды) этими силами распорядиться.

Найди пять отличий

С первого взгляда в гибридном кроссовере ничего этакого не заподозришь: ну, знакомый RAV4, разве что рестайлинговый – но и такие уже встречаются на улицах. Затем глаз замечает на пятой двери и передних крыльях шильдики, а если уж совсем хорошо приглядеться – то обнаруживаешь, что и эмблема на машине иная. Фирменный телец Тойоты остался верен прежней форме, однако приобрел мистический голубой ореол.

TOYOTA-RAV4-3
В интерьере гибрида – минимум изменений, и самое заметное – эконометр вместо тахометра на панели приборов.
Наконец-то у гибридной Тойоты нормальный селектор трансмиссии, как у машин с ДВС! Под консолью в темной нише – кнопки управления режимами системы.
Наконец-то у гибридной Тойоты нормальный селектор трансмиссии, как у машин с ДВС! Под консолью в темной нише – кнопки управления режимами системы.

В салоне тоже не сразу приметишь различия с бензиновой или дизельной машиной. В гибридном Аурисе селектор трансмиссии, скажем мягко, своеобразный, по подобию Приуса: словно игрушечная рукоятка со странноватой схемой перемещения. Здесь – полноценный, привычный и узнаваемый рычаг, без изменений доставшийся от «автоматизированных» машин с двигателем внутреннего сгорания. И это прекрасно! Пожалуй, пора уже гибридам быть такими, как все. Также из различий – кнопки управления режимами гибридной системы и опять же знакомый по другим гибридам Тойоты эконометр вместо тахометра на приборной панели.

Уже далеко не в первый раз сажусь за руль гибрида, но и сейчас так необычно, когда с нажатием кнопки Start в машине ничего не жужжит и не вздрагивает – лишь в неизменной тишине начинают светиться приборы. Наверное, поначалу сознание (или подсознание) не может разобраться с когнитивным диссонансом: это же такой знакомый RAV4, что с ним не так? Впрочем, с ним все так, как и полагается порядочному европейскому автомобилю ближайшего будущего: прогнозируют, что уже к 2020 году половину авто, продаваемых в Старом Свете, составят гибриды.

В тишине и гармонии

Боковые камеры системы кругового обзора – снизу в корпусах зеркал.
Боковые камеры системы кругового обзора – снизу в корпусах зеркал.

А значит, пора привыкнуть к безмолвному оживанию машины и почти беззвучному началу ее движения – слышны лишь шорох шин и легкая песнь редуктора гибридной системы. Пока мы едем в основном, обычном режиме (который весьма показательно назван Eco), но автомобиль довольствуется электротягой и не спешит пробуждать бензиновый мотор. Ага, вот он завелся – стоило лишь выехать из паркинга и немного посильнее надавить на акселератор. Впрочем, старт ДВС заметен только на небольших скоростях, и то – если внимательно прислушиваться: шумоизоляция в гибридном RAV4 отменная. Удастся расслышать знакомые нотки бензинового мотора, если пришпорить машину: тут уж как гибриду не выкручиваться, но волей-неволей приходится задирать обороты до не самых экологичных.

Гибридный RAV4 знаменует поворотный исторический момент: впервые гибрид спускается с небес на землю и сравнивается по цене с обычными авто

Есть и спортивный режим – включается он правой клавишей из тех трех, что командуют гибридной системой. Вот только незадача: спрятаны они в темной нише под навесом консоли, так, что и не сразу сыщешь. А уж в яркий солнечный день найти нужную кнопку – и вовсе квест. Пожалуй, самый явный огрех в целом неплохой эргономики RAV4. Разница «спорта» с «эко» cовсем не значительна – она скорее из области эффекта плацебо. Благодаря электрике автомобиль и в обычном режиме горазд на резвое ускорение, причем он куда шустрее, чем кажется: отличная «шумка», отсутствие традиционного рева мотора и «перебора» передач искажают впечатления. Снова какие-то неевклидовы измерения!

Красочное отображение перетекания потоков энергии в гибридной системе. Жаль, водителю некогда понаблюдать за этим.
Красочное отображение перетекания потоков энергии в гибридной системе. Жаль, водителю некогда понаблюдать за этим.

Интересно на гибриде позабавляться с движением на чистой электрике. Инженеры Тойоты уверяют, что такой RAV4 способен проехать на полностью заряженной батарее до трех километров со скоростью до 50 км/ч. Однако
у нас получилось разогнать машину почти до 70 км/ч – правда, на легком спуске. Таким образом, если автомобиль «понимает», что исходя из профиля дороги ему не понадобится бензиновый мотор, то он его и не подключит.
А это еще один кирпичик в мощный фундамент топливной экономии. На электрике можно и ползти в гору – правда, порой, на крутых улочках, это самое «ползти» звучит буквально. Но ни я, ни RAV4 не сдались: я аккуратнейшее дозировал усилие на педали так, чтобы стрелка эконометра не вышла за пределы отметки Eco, где уже непременно на выручку придет бензиновый мотор, а автомобиль упорно тянул лямку, не желая засорить воздух выхлопом.

Поворотный момент

На передних крыльях – шильдики, подчеркивающие значимость модификации. Шины у гибрида особенные, со сниженным сопротивлением качению.
На передних крыльях – шильдики, подчеркивающие значимость модификации. Шины у гибрида особенные, со сниженным сопротивлением качению.

А нужен ли гибриду полный привод и что он ему даст? Ответ на этот вопрос находится элементарно, стоит лишь проехаться на обеих версиях RAV4. Переднеприводная машина – типичная горожанка с мягким, незлобивым нравом: она тяготеет к прямым хайвеям и с откровенной неохотой, недовольно кренясь и покачиваясь, проходит остренькие серпантинные связки. Полноприводная – ее противоположность: она стоит в поворотах словно на рельсах, охотно вкручиваясь в крутые кривые. Она не только не возражает против активной, зажигательной езды, но даже подначивает к ней. Поразительная разница характеров! Поначалу мы с коллегой были уверены, что на автомобилях разные варианты задней подвески. Оказалось, что ходовые у обоих гибридов одинаковые: вот она, животворящая сила момента на задней оси! Кстати, у всех обновленных RAV4 с полным приводом (включая, естественно, версии с обычными ДВС) отныне и в обычном режиме, а не только в спортивном, задней оси всегда достается как минимум 10% потока мощности. Это и делает поведение машины 4х4 заметно интересней, чем у моноприводного варианта.

У гибрида почти нет внешних отличий от собратьев с бензиновым мотором или дизелем.
У гибрида почти нет внешних отличий от собратьев с бензиновым мотором или дизелем.
Багажник у гибрида на 46 л меньше, чем у обычных машин. Батарея находится под задним сиденьем, поэтому у багажника повыше пол, а сиденье не складывается с ним вровень.
Багажник у гибрида на 46 л меньше, чем у обычных машин. Батарея находится под задним сиденьем, поэтому у багажника повыше пол, а сиденье не складывается с ним вровень.

Одна из основных мотиваций к покупке гибрида – его экономичность. На практике гибрид выгоден лишь в городе, где он по максимуму может использовать электротягу. На шоссе, как ни крути, придется палить бензин. Вот и у нас получилась показательная картина. На городских улочках наш рекорд – 3,8 л/100 км, и в целом не выше пяти с копейками литров на сотню. Однако стоило выехать на автобан – и только успевай глядеть, как растут показания расходомера. Средний TOYOTA-RAV4-mnenieрасход получился около 7 л/100 км: конечно, это поменьше, чем у просто бензиновой машины, но разница не кардинальна.

У нас гибридный RAV4 появится в июне и готовит своим появлением еще одну сенсацию: пожалуй, впервые гибрид уже не окажется значительно дороже авто с ДВС. Ожидается, что его цена будет практически вровень со стоимостью дизельного RAV4. Гибридные машины, правда, обязаны оказаться дороже: в любой из комплектаций (а их будет три – те же, что у обычных кроссоверов, за исключением базовой) они получат светодиодные фары, электропривод двери багажника и бесключевой доступ. В обслуживании гибриды и вовсе дешевле своих традиционных собратьев: ресурс тормозных колодок приближается чуть ли не к 100 тысячам, да и за батарею опасаться нет нужды – срок ее жизни таков же, как и у всего автомобиля.

В общем, мы с вами встречаем поворотный исторический момент, когда гибриды спустились с небес на землю и сравнялись по стоимости покупки и владения с обычными авто. И показательно, что Тойота в этом первая – как и в выводе на рынок первого гибрида. Еще совсем недавно над японцами с их странноватым Приусом многие посмеивались. А нынче – только за прошлый год спрос на экологичные машины в Европе вырос на 17%. Посему Тойота здорово предугадала будущее, заглянув в свои неевклидовыпараллельные миры – которые, как мы убеждаемся, пересеклись с нашим миром. TOYOTA-RAV4-tablicaМатериал подготовлен при содействии компании «Тойота Украина».

За Рулем №3 март 2016