Свершилось! В Украине начаты официальные продажи автомобилей суббренда BMW i. Хороший повод еще раз присмотреться к BMW i3 и i8.
Автор Николай Захаренков, фото автора и фирмы BMW

Инструктор Водительской академии BMW в Майсахе, что в получасе езды от Мюнхена, пристально смотрит на меня, и на его лице появляется улыбка. «По-моему, вы у нас бывали, и уже ездили на i3!». Память на лица у Питера (именно так зовут нашего инструктора) явно лучше, чем у меня: прошлый раз в академии я был года два назад, но своего визави не припоминаю… «Вы еще очень настойчиво хотели узнать, как поведет себя батарея i3 после стоянки на морозе!». Ах вот оно что! Видимо, Питер был в числе тех нескольких представителей компании, которых я пытался с пристрастием допросить. Увы, безрезультатно. Может, хоть сейчас повезет? «Отвечу вам то же, что и в прошлый раз: держите i3 подключенным к электросети, и тогда никакой мороз ему не страшен! Я понимаю, это для вас не новость. Но у меня есть другая, и очень неплохая – у BMW i3 появилась новая батарея!».

BMW i8 отлично держится на траектории, точно и быстро реагирует на руль, и при этом не расстраивает пассажиров жесткостью подвески.
BMW i8 отлично держится на траектории, точно и быстро реагирует на руль, и при этом не расстраивает пассажиров жесткостью подвески.

Батарея – огонь!

Питер, конечно, скромничает. Новость просто отличная! Пробег на одной зарядке аккумулятора для электрокара – едва ли не важнейшая характеристика. После цены, разумеется. Украинские цены на BMW i3 известны с лета: 1 151 425 грн и 1 386 083 грн. Последняя указана за автомобиль с системой REX – так в BMW называют двухцилиндровый бензиновый двигатель объемом 650 куб. см. Он лишен связи с колесами – просто заряжает батарею. Девятилитрового бака, идущего в комплекте с мотором, вполне достаточно для увеличения максимального пробега на 100-150 км. 

«Лосиный тест» на скорости 65 км/час. Рывок руля в сторону, i3 послушно меняет курс, но почти не кренится! Заслуга низкого центра тяжести: батарея электрокара «зашита» в пол.
«Лосиный тест» на скорости 65 км/час. Рывок руля в сторону, i3 послушно меняет курс, но почти не кренится! Заслуга низкого центра тяжести: батарея электрокара «зашита» в пол.

А что касается батареи…  В момент появления на рынке BMW i3 обещал пользователям максимум 130–160 км пробега на одной зарядке, теперь – до 200–300 км. Если вам до работы – 25–30 км, то на одной зарядке можете кататься туда и обратно 3-4 дня!

К нам поставляют i3 именно с такой, новой батарейкой емкостью 94 а·ч. Однако в официальных технических характеристиках i3, которыми BMW делится с журналистами, указан еще и запас энергии в кВт·ч. Свежая батарея, над которой BMW работала совместно с Samsung, способна запасти 33 кВт·ч, тогда как прежняя – 22 кВт·ч. В киловатт-часах удобнее считать и запас энергии, и ее расход. Он составляет, в среднем, 12,6 кВт·ч на 100 км пути, как бы странно это ни звучало для ушей электромонтеров.

Ближе к телу

В прошлом рассказе о BMW i3 (ЗР, 2014, №8) мы подробно остановились на конструкции этого электромобиля. Теперь же, с учетом официального старта продаж, подробнее поговорим о практических моментах. Обо всех, кроме особенностей зарядки – до этого процесса дело на полигоне в Майсахе не дошло. Поэтому просто процитируем теорию: зарядка батареи на 80% потребует от 8 часов (домашняя электросеть с силой тока 16А) до 40 минут (специальная зарядочная станция, 50 кВт/125А).

BMW i3 удивляет не только резвостью старта с места, но и почти моментальными обгонами. По скорости разгона от 80 до 120 км/час 170-сильный электрокар на равных соперничает с 326-сильным BMW 440i Coupe!
BMW i3 удивляет не только резвостью старта с места, но и почти моментальными обгонами. По скорости разгона от 80 до 120 км/час 170-сильный электрокар на равных соперничает с 326-сильным BMW 440i Coupe!
Дерево панели приборов – быстрорастущий и, значит, быстро восполняемый в природе эвкалипт, дверные карты – из волокон кенафа. На латыни он звучит как Hibiscus cannabinus, но «ничем таким» и не пахнет.
Дерево панели приборов – быстрорастущий и, значит, быстро восполняемый в природе эвкалипт, дверные карты – из волокон кенафа. На латыни он звучит как Hibiscus cannabinus, но «ничем таким» и не пахнет.

Электрокарами часто интересуются прежде всего из-за экономии на топливе, ради которой потребитель готов мириться с какими-то практическими неурядицами. BMW i3, напротив, предлагает пользователю целый ряд неожиданно приятных особенностей. Хоть с i3 я уже хорошо знаком, не устаю удивляться его чрезвычайно просторному салону. В компании BMW утверждают, что по объему жизненного пространства i3 сравним с седаном третьей серии – и, пожалуй, не преувеличивают. Высокая посадка водителя и абсолютно ровный пол спереди и сзади также говорят в пользу i3. Хорош и доступ на второй ряд благодаря открывающимся против хода задним боковым дверям. Тут есть нюанс. Кузов i3 лишен средней стойки, и приходится четко соблюдать алгоритм открывания дверей: сперва передняя, а потом задняя. Закрываются двери в обратной последовательности. А значит, задние пассажиры не покинут салон раньше передних. Но это особенность кузова, а не электрического привода.

Невероятно удобному доступу на второй ряд BMW i3 обязан отсутствию средней стойки. Нужно лишь твердо помнить очередность открывания и, главное, закрывания дверей. Центрального тоннеля, по сути, нет.
Невероятно удобному доступу на второй ряд BMW i3 обязан отсутствию средней стойки. Нужно лишь твердо помнить очередность открывания и, главное, закрывания дверей. Центрального тоннеля, по сути, нет.
Ода практичности: 260 л для багажа легко превращаются в 1100 л – нужно лишь сложить задние сиденья. И пол грузового отсека, опять-таки, получится ровным.
Ода практичности: 260 л для багажа легко превращаются в 1100 л – нужно лишь сложить задние сиденья. И пол грузового отсека, опять-таки, получится ровным.

Он преподносит другие сюрпризы, исключительно приятные. Прежде всего, все 250 Нм крутящего момента доступны прямо со старта: буквально с первых метров пути BMW i3 способен втиснуть пассажиров в спинки кресел. Но и обгоны этому электрокару даются легко: разогнаться с 80 до 120 км/час i3 может всего 5,1 секунды, а это уровень 326-сильного BMW 440i Coupe! Правда, максимальная скорость у последнего составляет 250 км/час, а у i3 – только 150 км/час. Но так ли нужно умение ехать быстрее автомобилю, предназначенному в основном для города и пригорода? 

Невероятно хороша и маневренность: диаметр разворота составляет всего 9,8 м. Что и неудивительно: управляемые колеса на весьма специфических шинах 155/70 R19 не отягощены приводом и двигателя впереди нет. Он вместе с батареей находится под полом автомобиля, в недрах модуля Драйв, собранного на алюминиевой раме. Эта конструктивная особенность BMW i3 обуславливает весьма низкий центр тяжести, что помогает проходить повороты весело и с небольшими кренами. 

А еще управлять и разгоном, и торможением BMW i3 можно при помощи педали акселератора! Для разгона ее, понятно, следует нажать, для замедления – просто отпустить. Электрокар начинает тормозить двигателем, запасая при этом энергию в батарее. Причем замедление получается интенсивным и весьма прогнозируемым. Вторая педаль требуется, по сути, лишь для экстренного торможения.

Как же тогда движение накатом, спросите вы? Оно также возможно. Только для этого нужно подобрать особое положение акселератора, при котором белый курсор на панели приборов должен размещаться аккурат между зонами зарядки и расхода энергии. Сразу не получается, но после пары-тройки часов тренировок – вполне.

Клуб джентльменов

Если 7,3 с, за которые i3 разгоняется до 100 км/час, кому-то покажутся долгими, а скоростной лимит в 150 км/час – слишком строгим, у BMW есть ответ: i8. Этому гибридному спорткару требуется лишь 4,4 с для размена первой «сотни», а максималка составляет 250 км/час. Правда, в BMW i8 электродвигатель на 96 кВт (131 л.с.) приводит лишь переднюю ось; за тягу на задней отвечает трехцилиндровый полуторалитровый бензиновый мотор B38 мощностью 231 л.с, известный по Mini. Пусть нечетное количество «горшочков» не смущает: вибрации от двигателя не ощущаются абсолютно! Зато суммарная отдача двух моторов – 362 л.с. – выходит весьма внушительной.

BMW i8 разменивает первую сотню за 4,4 секунды. Электромотору здесь помогает бензиновый двигатель мощностью в 231 л.с. А ведь всего-то три цилиндра общим объемом в полтора литра!
BMW i8 разменивает первую сотню за 4,4 секунды. Электромотору здесь помогает бензиновый двигатель мощностью в 231 л.с. А ведь всего-то три цилиндра общим объемом в полтора литра!

BMW i8 оценен в 3 728 285 грн. Дорого? Смотря с чем сравнивать. Porsche 918 Spyder, например, продавался почти за миллион Евро. Поэтому цена не помешала, а может, и помогла BMW i8 получить титул самого популярного гибридного спорткара – на начало 2016 года в мире продано 5456 BMW i8.  И я могу понять его покупателей: внешность у i8 настолько яркая, что равнодушно пройти мимо просто невозможно. Открывающиеся вверх двери, футуристическая приборная панель… Да и первые в мире лазерные фары, которыми теперь щеголяет седьмая серия, появились именно на BMW i8.

Салон i8 в светлое и темное время суток – это две большие разницы. Светодиодная подсветка преображает кокпит.
Салон i8 в светлое и темное время суток – это две большие разницы. Светодиодная подсветка преображает кокпит.

Средний расход топлива в 2 литра на сотню достижим при полностью заряженной батарее на 7,1 кВт*ч и попутном ветре; в реальных условиях трехцилиндровый моторчик кушает 6-7 л/100 км.

С первых же метров пути этот шоу-стоппер удивляет плавным ходом, весьма неожиданным для спорткара. Для дорог общего пользования – то, что нужно, а если выехать на трек? «Этот автомобиль построен не для трека! – прерывает полет моей фантазии Питер. – Там тормозят поздно и резко, а для восполнения заряда батареи нужно делать все наоборот. Так что после нескольких особо горячих кругов она опустеет, и электродвигатель не сможет помогать бензиновому – разгонная динамика ухудшится. Дрифт? Тоже не лучшая идея: контролировать заданный угол скольжения будет непросто оттого, что обе оси приводятся разными двигателями. Поэтому мы называем i8 спорткаром для джентльменов». Что ж, все эти ограничения вряд ли изменят отношение к i8 в Украине, где треков, по сути, нет, а желающих выглядеть джентльменами – хоть отбавляй.

Взмывающие вверх двери и откровенно детские места сзади – настоящий шоу-стоппер!
Взмывающие вверх двери и откровенно детские места сзади – настоящий шоу-стоппер!

К тому же на дорогах общего пользования сложно опустошить батарею. В реальном трафике с его плавными разгонами и замедлениями помощь электродвигателя доступна всегда. А при желании водителя i8 может ехать на чистой электротяге – до 60 км при максимальной скорости до 120 км/час.

Цифры интересные, но и они не будут играть решающего значения для покупателя i8. Можем лишь повторить вывод, который мы сделали в феерическом сравнительном тесте BMW i8 и DeLorean DMC-12 (ЗР, 2016, №9): i8 выберут за его внешность, а отличные ездовые качества получат бонусом.  

Благодарим компанию «АВТ Бавария» за помощь при подготовке статьи.

ЗА РУЛЕМ №11 2016