Продолжаем знакомство с сервисом Uber – вливаемся в ряды его водителей и изучаем, выгодно ли это. Автор Ярослав Московка, фото Сергей Торгалов

Едва начав работу в Украине, Uber молниеносно завоевал популярность. Многие успели проехаться пассажирами этого сервиса, а многие и подались в его ряды в качестве водителей. Мы не остались в стороне от актуального тренда и решили проверить на себе, каков он – хлеб таксиста, пусть и «продвинутого». Тем паче, что рубрика «Журналист меняет профессию» всегда считалась в ЗР одной из коронных.

Признаюсь, попробовать было очень любопытно. Настолько, что интерес даже перевесил опасение и нежелание пускать посторонних личностей в мой горячо любимый автомобиль – «изуродовать свой собственный сарай», как говаривал товарищ Петухов в «Операции «Ы». К счастью, ни один участник эксперимента, включая мой Renault Fluence, не пострадал, а вот занятного опыта и ярких впечатлений накопилось с лихвой.

Выбор всегда есть

Я не рискнул регистрироваться в Убере напрямую. Основная тому причина – необходимость стать частным предпринимателем. Открыть ЧП и встать на учет в налоговой можно реально за полчаса, но вот, если дело не пойдет, тяжкие попытки ликвидировать свое предпринимательство и снять с себя ярмо налогоплательщика мне бы грозили чуть ли не пожизненным обиванием порогов суровых инстанций. Поэтому – решено, иду к партнерам.

Партнеры Убера – это компании-сателлиты сервиса, которые берут за вас на себя все налоговые хлопоты. Более того, у них, по существу, можно отвертеться и от необходимости получать лицензию на право пассажирских перевозок. Естественно, что эти блага небесплатны: партнеры снимают свою пенку с вашего навара. Их процент – от 8 до 13 (см. таблицу). Я выбрал компанию с 10-процентной комиссией: партнер с самыми скромными запросами мне показался ненадежным из-за чересчур простецкого и неинформативного сайта.

Uber techЗаполнил онлайн-анкету, приложил сканы документов. Несмотря на воскресный полдень, уже через двадцать минут мне перезвонили, радостно сообщили, что уже открыли для меня аккаунт, и пригласили на собеседование. Позабавило, что у партнера не оказалось офиса как такового: несколько молодых людей принимали желающих в кафе на первом этаже здания, в котором располагается сам штаб Убера. Нам раздали типовые договоры, попросили их заполнить и вкратце поведали об основных нюансах и стандартах работы в сервисе. А затем мы отправились на тренинг к инструкторам Убера.

Народ валом валит в Убер: вместе со мной на тренинге собралось 19 человек, для чего в небольшую комнатку пришлось заносить дополнительные столы и стулья. А такие тренинги уберовцы проводят трижды в день! В нашей пестрой компании оказалась даже хрупкая девушка. А большинство из пришедших ни разу не работали в такси. Вот что значит меткая рекламная кампания!

Предполетная подготовка

Инструктор подробно разъяснил нам, как работать с мобильным приложением, рассказал о правилах общения с клиентом и случаях, когда можно безболезненно отказаться от поездки, не страшась потери рейтинга. Кстати, рейтинг – едва ли не главное для водителя Убера: если он упадет до 4,7, то вы не сможете получать бонусные надбавки. А если он опустится ниже 4,4, то водителя и вовсе отключат от сервиса. Причем критические 4,4 балла – пока стартовые, поскольку компания еще только приобщает и шоферов, и пассажиров к цивилизованному обслуживанию. Через несколько месяцев нерадивых извозчиков, нахватавших негативные отметки, начнут отключать уже при рейтинге 4,6.

Для работы в Убере обязателен не только смартфон, но и его автомобильное крепление. Позаботьтесь также о питании девайса: постоянно активный экран, включенные передача Интернет-трафика и GPS-сигнала активно съедают заряд батареи.
Для работы в Убере обязателен не только смартфон, но и его автомобильное крепление. Позаботьтесь также о питании девайса: постоянно активный экран, включенные передача Интернет-трафика и GPS-сигнала активно съедают заряд батареи.

Вот почему водитель всегда должен быть опрятно одет и вежлив (вплоть до услужливого открытия дверей пассажиру и помощи в погрузке его багажа), обязан неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения и содержать свой автомобиль в чистоте. Клиент – что бог: ему лучше не досаждать звонками о прибытии машины, также следует учитывать его пожелания по выбору маршрута, включать его любимую радиоволну и, конечно, конди-ционер. Зато можно с чистой совестью не брать на борт нетрезвых личностей, пассажиров с крупногабаритной поклажей, не влезающей в багажник, и со зверушками. Также водитель не обязан везти клиента за черту Киева, кроме аэропорта Борисполь.

Здесь нужно отметить, что вы увидите конечный адрес заказа, только когда пассажир сел к вам в автомобиль и вы в своем приложении нажали кнопку «Начать поездку». Это особенность Убера, которая гарантирует компании стопроцентный вывоз клиентов: водители должны приезжать на все вызовы, ибо если процент принятых заказов составит меньше 80, то вам опять же не достанутся бонусы. Поэтому, когда при посадке вы обнаружите неприятный сюрприз в виде конечного пункта в какой-нибудь Боярке, то можете либо договориться с пассажиром о доплате, либо спокойно отказаться от поездки и высадить клиента. Даже если он, разгневанный, влепит вам единицу, Убер обещает быстро разобраться с этой незадачей и не опускать ваш рейтинг.

Также компания заверяет, что компенсирует водителю любой ущерб, заданный его автомобилю клиентом. Главное – запечатлеть все последствия, сообщить, в каком заказе это произошло, и предоставить Уберу чеки, подтверждающие понесенные вами затраты.

После тренинга инструктор осмотрел все наши автомобили. Техническое состояние он, конечно, не проверял – ограничился осмотром внешнего вида и интерьера. Для Убера важно, чтобы автомобиль не имел кузовных повреждений и коррозии, не был оклеен какой-либо рекламой или символикой. В салоне не должно быть чехлов на сиденьях и «колхоз-тюнинга». Когда все из нас получили добро, нам пообещали, что аккаунты активируют в тот же день вечером.

Присядем на дорожку!

В 21:40 Убер порадовал меня sms-сообщением, что я принят в систему и могу выходить на линию. Конечно, в ночные разъезды я не отправился – слишком уж экстремально для начала. Я запустил свое приложение утром следующего дня, еще в час-пик. Первый заказ прилетел тут же, за двадцать секунд – клиент ожидал меня в 3,7 км от стартовой точки. Что ж, это еще нормальная дистанция подачи, пусть и пришлось прорываться полкилометра через пробку на проспекте Победы.

Навигатор привел меня переулками и дворовыми проездами к тыльной стороне дома. Где же мой пассажир? Не вижу, пока никто ко мне не спешит! В волнении не могу разобраться, как позвонить клиенту. Да еще с переполоху раньше нужного провел по кнопке-слайдеру «Начать поездку». Ох, ну и дела! А ведь после этого с заказчика за каждую минуту возьмут по 40 копеек! Сдал назад – никого. Вернулся, вышел из машины, увидел молодого человека со смартфоном в руке: «Вы ждете Убер?» Фух, повезло! Клиент сел рядом со мной спереди и оказался общительным и доброжелательным. Поведал, что ездить с Убером ему нравится, но водители пока еще по полной программе «косячат». Завершают поездку в приложении, когда предстоит ехать еще на один адрес, ошибаются с местом подачи (тут меня бросило в краску). Но, к счастью, парень вежливо поблагодарил меня за услугу и поставил мне твердую «пятерку».

Второй заказ нашелся через минуту, ехать по самому центру довелось 3,2 км. Я уже был спокоен, но нервной оказалась моя пассажирка – деловая женщина, которая ездит из дома в свой офис сугубо на такси. Клиентка надумала было заехать на почту, но, узнав, что небольшой крюк прибавит к сумме десяток гривен, возмутилась: «Да вы что, это же дорого!» Кстати, Убер вскорости намерен ввести ценовые коэффициенты: сейчас поездки обходятся клиентам по неизменным тарифам, не зависящим ни от пробок, ни от погодных условий. Скоро в часы наибольшей востребованности такси ездить станет дороже…

Клёв будет такой…

Третий заказ настиг меня, когда я еще завершал предыдущий. В принципе, Убер позволяет не брать такие вызовы, – мол, чтобы водитель в движении не отвлекался, – в статистику непринятых они не попадут и не ухудшат ваши шансы на бонусы. Но я рискнул – и поехал на Подол аж за 4,5 км от высадки предыдущей клиентки.

Расстояния подачи в Убере весьма немаленькие. Среди всех принятых мною заказов самым близким оказался клиент в 900 метрах, а вот за одним пассажиром пришлось ехать аж 7 км! Спрос на услуги Убера пока явно превышает предложение, даже с учетом десятков ежедневно прибавляющихся водителей. Система ищет свободные машины в радиусе около 5 км, но без учета дорожной обстановки и схемы улиц. Именно поэтому до клиента, находившегося от меня на расстоянии 2,5 км по прямой, в реалиях Киева пришлось ехать целых 7 км. А ведь все заказы надо принимать! Стоит ли говорить, насколько это невыгодно для водителя. Особенно если с подачей за 5 км заказ окажется на пару верст – за смешные 40 гривен, из которых десятку заберет Убер в качестве комиссии. Но в теории бонусы должны компенсировать эти издержки.

«Спрос на услуги Убера пока явно превышает предложение, даже с учетом десятков ежедневно прибавляющихся водителей»

По той же причине избытка спроса только успевай ловить заказы. В половине случаев они буквально налетали на меня до завершения поездки. «Перекур» в целых двадцать минут был лишь единожды: когда я в середине дня заехал в старый спальный район на Дарнице.

А вот мой портрет на фоне четверти лучших водителей города. Я за все свои поездки вышел круглым отличником – но у лучших средний балл составляет 4,92. Правда, в среднем люди ездят впятеро больше меня, по 383 км за неделю.
А вот мой портрет на фоне четверти лучших водителей города. Я за все свои поездки вышел круглым отличником – но у лучших средний балл составляет 4,92. Правда, в среднем люди ездят впятеро больше меня, по 383 км за неделю.

Почти все мои клиенты оказались вежливыми и аккуратными. Это обычно благонадежные молодые люди с хорошим достатком, которые устали от «бомж-такси» и ищут сервис достойного уровня. Лишь однажды мне попался мужичок-скупердяй, который тут же стал настойчиво и грубовато выяснять, каким маршрутом поведет нас навигация – не накрутит ли она целый лишний километр (4,5 гривны!).

Со многими завязывались приятные и интересные беседы. Причем те клиенты, которые предпочитают общаться с водителем, а не молчать, уже знают, что в Убере нередко ездят не обычные таксисты, а близкие им по социальному статусу люди.

А еще я лучше узнал свой город. Повстречал затейливые улочки, о существовании которых раньше и не подозревал; изведал, что посреди улицы Анри Барбюса есть старый завод, из-за которого невозможен сквозной проезд. Что ни говори – полезный опыт!

Работать, а не подрабатывать

За полтора дня разъездов, отвлекаясь на свои прямые рабочие обязанности, я выполнил 12 заказов. Накатал 162,5 км и сжег при этом 17 л бензина – включая все подачи и возвращения «на базу». Вот что значит крутиться по центру города в будни, да еще в жару под 35! А-92, которым довольствуется мой Renault, в эти дни стоил 21 гривну за литр – значит, я спалил 357 гривен.

А получил я от Убера за свои старания всего 645 гривен. Хваленые бонусы, увы, мне не обломились: оказывается, чтобы их получить, надо пробыть на линии не менее 10 часов в неделю. У меня же вышло лишь 7,5. Что ж, по крайней мере, я окупил бензин и мойку – а еще словил немного на чай. О компенсации износа моего автомобиля (новый в такой комплектации обойдется в 450 тысяч), понятно, и речи не идет.

У профессиональных таксистов картина позитивнее. Один из них за три дня накатал 600 км и получил 3200 гривен, из которых половину составили бонусы. Безусловно, это уже более впечатляющий результат. Действительно выгодно с Убером становится, когда вы работаете в системе на постоянной основе и выполняете не менее 15 поездок в день. Компания начислит вам еще дополнительные «вывозные» бонусы, от 350 гривен. И при таком раскладе вполне реально получить на руки, за вычетом топливных расходов, около полутора тысяч – прикиньте сами, как в вашем случае такие выплаты будут окупать амортизацию машины и какой чистый заработок принесут.

«Действительно выгодно с Убером работать только на постоянной основе, когда вы выполняете не менее 15 поездок в день»

Перед выходными мне пришло занятное sms: «выполните 25 поездок в день и получите 800 гривен дополнительно к почасовым бонусам!» Но у меня на 12 заказов ушло 7,5 часов. Сколько же времени придется провести безвылазно за рулем, чтобы накрутить хотя бы 15 поездок, не говоря уже о 25? И главное, как это скажется на безопасности водителя, пассажиров и остальных участников дорожного движения? К сожалению, Убер не заботится о нормах рабочих часов: для компании главное – вывозить клиентов…

Наверняка прибыльней ездить станет осенью, когда Убер предположительно запустит ценовые коэффициенты. Главное только, чтобы сервис как можно дольше сохранил свои вкусные «плюшки» в виде бонусных выплат: именно бонусы, а не базовые тарифы, позволяют водителям зарабатывать на поездках. Однако, повторимся, рассчитывать на прибыль от сотрудничества с Убером можно лишь если вы именно работаете с компанией в постоянном режиме, а не подрабатываете по паре часов в неделю.

ЗА РУЛЕМ №9 2016