Марка Alpina отмечает полувековой юбилей – отличный повод вспомнить о компании, которой так многим обязаны автомобили BMW. Автор Николай Захаренков. Фото: автора и Alpina.

Когда в 1961 году Буркард Бофензипен смастерил то, что сегодня называют тюнинг-кит, он по сути встал на путь донкихотства, бросив вызов обыденности и несовершенству. После парочки не очень удачных экспериментов с доработкой мопеда и Fiat 500 молодой немец решил приложить руки не к чему бы то ни было, а к автомобилям марки BMW. Пара карбюраторов Weber, короткий полированный впускной коллектор, спортивный фильтр – и вот уже вместо 75 лошадок полуторалитровый моторчик новенькой модели BMW 1500 выдает 90 л.с. Абсолютная величина прибавки по нынешним временам выглядит забавной, однако относительная впечатляет и сейчас. Плюс 20%! На сей раз эксперимент удался, покупатели были в восторге.

Для следующей баварской модели, BMW 1800, вошедший во вкус Бофензипен предложил уже куда более глубокую модернизацию. Кроме вышеупомянутых карбюраторов и фильтра, тюнинг-кит включал спортивный распредвал, модификацию заднего редуктора и рулевого управления. Степень сжатия двигателя возросла до 10,5, мощность – до 125 л.с.

Alpina_2a

К счастью, BMW решила не занимать отрешенную позу ветряной мельницы. Компания сперва взяла идеи Бофензипена на испытание, а затем – и на вооружение, использовав в конструировании собственных двигателей. Элементы того же тюнинг-кита для BMW 1800 нашли применение менее, чем через год, в серийной BMW 1800 ti. В начале 60-х баварский автопроизводитель, только-только отступивший от финансовой пропасти, особенно остро нуждался в талантах, и «киты» BMW вроде Алекса фон Фалькенхаузена и Пола Ханеманна отлично это понимали.

Дело Бофензипена росло и ширилось, как хорошо замешанное тесто и в 1965 году выплеснулось за пределы цехов отцовской фабрики по выпуску печатных машинок. Молодой инженер зарегистрировал фирму Alpina Burkard Bovensipen KG, которая впоследствии получила название Alpina Burkard Bovensiepen GmbH + Co. KG. Название бренда Alpina ему порекомендовала мать. Матери частенько дают правильные советы: в имени Alpina эхом отзывалась романтика гор, при этом оно крепко стояло на семейных корнях – так же назывались печатные машинки, которые выпускал Бофензипен-старший.

Так началось летоисчисление для четырехколесных Alpina, и в 2015 году стрелка истории как раз добралась до цифры 50. По этому поводу в офисе компании, расположившемся в городке Бухлое неподалеку от Мюнхена, собрались журналисты и друзья семьи Бофензипен со всего мира –инженеры, автогонщики, бывшие сотрудники компании. Тот, кто не смог приехать лично, передавал собравшимся видеообращение. Как, например, легендарный пилот Формулы-1 Ники Лауда – ему, конечно же, нашлось, что вспомнить. «Буркард был единственным человеком, который расхаживал по треку в строгом деловом костюме. Этот перфекционист постоянно чего-то требовал от всех нас, подчас каких-то совершенно нереальных вещей! – улыбается Ники Лауда с экрана. – Иногда я срывался и кричал ему: «Ты что, совсем выжил из ума?». Тем не менее, нам каким-то чудом удавалось почти все то, на чем он настаивал». С начала 70-х Лауда ездил за команду Бофензипена в немецких кузовных чемпионатах, зарабатывая себе деньги на карьеру в Формуле-1.

Бофензипен мог позволить себе и спортивную команду, и Лауду. Бизнес шел отлично, да и BMW оказывала серьезнейшую помощь. Только на участие Alpina в гонках баварский автопроизводитель тратил сотни тысяч марок, и вовсе не зря модели из Бухлое обозначались двумя названиями – BMW и Alpina, причем связь между ними становилась все теснее. В 1990 году Буркард Бофензипен пожаловался топ-менеджменту BMW на то, что доработки становятся все более сложными, а выпуск автомобилей собственными силами – безумно дорогим. Думаете, в BMW просто выразили сочувствие, сославшись на то, что «всем сейчас непросто»?  Вопрос взял под личный контроль Берндт Пишетсридер, тогда еще один из членов правления баварского автогиганта. Чуть позже он станет главой совета директоров, а через несколько лет покинет его из-за неудачного поглощения Rover Group. Однако вмешательство в судьбу Alpina стало верным решением Пишетсридера: в начале 90-х BMW Alpina начинают собирать на заводах BMW в Мюнхене, Дингольфинге, Айзенахе и Спартанбурге, куда Alpina отправляет свои двигатели и КПП. Пишетсридер, конечно же, не был альтруистом – инженеры BMW тщательно анализировали ноу-хау компании из Бухлое, которые подчас выглядели изящнее и прогрессивнее их собственных. Так, в Alpina первыми смогли совместить надув с системой Valvetronic. Впоследствии BMW даже выкупит права на некоторые разработки Alpina – например, на 4,6-литровый двигатель, который устанавливался в BMW X5 (E53).

За свою историю фирма Бофензипена дотянулась своими умелыми руками практически до всех органов автомобиля: моторы, коробки, подвеска, тормоза, радиаторы охлаждения, аэродинамический обвес, интерьер… Кстати, шорная мастерская в Бухлое выглядит скромно, однако руки местных мастеров творят настоящие чудеса – кожа, которой обивают салон по заказу клиента, просто невероятного качества и красоты.

Буркард Бофензипен всегда делал ставку на надежность и дружелюбие своих автомобилей. Поэтому BMW Alpina практически всегда приезжали к финишу кузовных чемпионатов без поломок, а машины для повседневной жизни хоть и были чрезвычайно мощными (несколько моделей в свое время получили титул быстрейших серийных седанов в мире), но при этом оставались на удивление комфортными при каждодневной эксплуатации.

За 50 лет логотип Alpina украсил капоты почти двух с половиной десятков моделей. «Тиражи» были разными, от нескольких экземпляров до 800-1000 штук. Однако главное наследие компании из Бухлое, как мне кажется, сокрыто вовсе не в них. Присмотритесь внимательнее к моделям BMW, прошлым и нынешним – во многих из них живет частичка души Alpina.

Основатель компании Буркард Бофензипен (по центру) с сыновьями Флорианом (слева, отвечает за администрирование бизнеса) и Андреасом (продажи, маркетинг, разработки). Фактически, сегодня компанией рулит Андреас, а Бофензипен-старший отдается своей второй страсти – виноделию.
Основатель компании Буркард Бофензипен (по центру) с сыновьями Флорианом (слева, отвечает за администрирование бизнеса) и Андреасом (продажи, маркетинг, разработки). Фактически, сегодня компанией рулит Андреас, а Бофензипен-старший отдается своей второй страсти – виноделию.

ЗаРулем №8 август 2015