Пытаемся понять, откуда у обновленной Mazda 3 такое согласие, единодушие и единомыслие с водителем. Автор Николай Захаренков, фото Mazda, Сергея Торгалова и автора.
Навскидку я вспомнил лишь три синонима к слову «гармония», хотя в русском языке их больше двух десятков. На все словесное многообразие Mazda Corporation по-самурайски коротко отвечает «джинба иттай». Этим японским словосочетанием обозначается единение всадника и лошади. Как поэтично! Хочется отложить свой самурайский меч, разогреть саке и завалиться на циновку с книжечкой хокку. Но шутки в сторону: в случае Mazda красивые японские словечки действительно работают.
Истоки красоты
Неужели слова действительно помогают создавать красивые вещи? Mazda 3 еще до обновления по праву считалась одним из ярчайших автомобилей в своем классе. Одинаково успешно дистанцируясь от неизменного «квадратиша» одних конкурентов и одутловатости других, японская «тройка» радовала глаз энергетикой, имплантированной в светлый образ буквально на уровне ДНК.
Энергетику эту дизайнеры Mazda всегда черпали там же, где и все человечество – у природы. Нет, они не делали дырок в земле, они… подглядывали. В частности, за гепардами. Тысячи раз в режиме slowmo разглядывали они прыжок хищника к его жертве, и затем пытались отштамповать эту в высшей степени натуральную красоту в автомобильном металле. Миг освобождения накопленной мышцами энергии в момент прыжка японцы называют KODO, или душой движения. Близких нашему уху синонимов этому термину я не могу отыскать вовсе.
Не беда – главное, что у дизайнеров все получилось. Взгляните на бока Mazda 3 – самые эмоциональные бока в классе. Они все так же привлекательны, поскольку рестайлинг их не коснулся. А вот личико и корму Mazda 3 изменили. Первое попало под раздачу красот во многом благодаря новым светодиодным фарам, а вторая обновилась так, за компанию, причем исключительно у хэтчбека.
“Mazda 3 по-прежнему игрива, стремительна, азартна и умеет потешить самолюбие драйвера. Даже если он забудет сбросить газ перед поворотом”
Хищная хромированная «птица», зависшая под радиаторной решеткой, теперь не накрывает своими крыльями фары, а проникает в самое их сердце, словно продолжаясь в них. Отныне гармония при взгляде на автомобиль анфас особенно очевидна. Светодиоды появились и в противотуманных фарах, а значит, последние тоже заслужили свою порцию хрома. Правда, красота по-прежнему требует если не жертв, то как минимум трат. И если светодиодные противотуманки доступны, начиная с комплектации Touring, то LED-фары и ходовые огни появляются в оснащении Touring + .
Ближе к телу
В салоне единение лошади и всадника выглядит куда более демократичным. Уже в базовой комплектации Drive можно оценить удобство новых кресел и эргономику нового руля. Он теперь прекрасно лежит в руках, особенно если сами руки лежат на нем в самом правильном положении «на 3 и на 9 часов». Мало того, что большие пальцы рук естественно располагаются на новом ободе, так им еще и легче дотягиваться до управляющих бортовыми системами кнопок, которые поменяли форму и расположение. А еще руль получил подогрев, который входит во все комплектации, начиная с Touring.
Что же касается кресел, то они стали плотнее и теперь более равномерно распределяют вес сидящего по своей площади. Это означает, что седок ничего себе не отсидит, и сей факт вполне вписывается в философию «джинба иттай» – какое же единение всадника и лошади без правильного седла?
Все мои познания в конном спорте, увы, сводятся к тому, что лошадь чувствует неуверенность седока, и в случае обнаружения оной либо игнорирует неудавшегося наездника, либо пытается поскорее от него избавиться. Mazda 3 после модернизации относится к неумелым действиям водителя куда лояльнее. Не знаете о том, что перед входом в поворот следует сбросить газ? Главное, что об этом знает Mazda 3. Новая система G-Vectoring Control, играя моментом зажигания, кратковременно ограничивает подачу крутящего момента к ведущим колесам в пределах 30 Нм.
По эффекту это почти равносильно тому самому сбросу газа. В результате динамического перераспределения веса колёса передней оси сильнее прижимаются к дороге, что улучшает курсовую устойчивость автомобиля, хотя сколь-нибудь заметного «клевка носом» я не ощущал.
Напротив, G-Vectoring Control обещает более комфортную езду в том числе и пассажирам. Их вестибулярному аппарату не придется страдать от размашистых движений рулем, которыми водитель (опять же, малоопытный) пытается удержать автомобиль на траектории.
И все это, напоминаю, доступно уже в базовой комплектации Drive, которая подразумевает пятиступенчатую механику. В более продвинутых оснащениях, предлагающих безальтернативную 6-диапазонную АКПП, появился переключатель Drive Selection, активирующий спортивный режим. Он обостряет реакции на акселератор, повыше задирая стрелку тахометра – в среднем, плюс 700-1000 об/мин. Поэтому спортивный режим весьма хорош для горных дорожек и замысловатых виражей, а вот на автомагистрали я его отключил: шумновато, да и смысла особого нет. Тем более, что возможностей двухлитрового 150-сильного бензинового мотора для быстрых обгонов вполне достаточно. Кроме появления системы G-Vectoring Control, в нем ничего не изменилось. Как, собственно, и в подвеске. Обновленная Mazda 3 по прежнему игрива, стремительна, азартна и умеет потешить самолюбие драйвера. Даже если он забудет сбросить газ перед поворотом.
Благодарим компанию «АВТО Интернейшнл» за помощь в организации тест-драйва.