«Ниссан» отметил 60-летие «Патруля» фантастическим автопробегом к Байкалу. Юбиляра в кругу его полноприводных собратьев поздравил и Ярослав Московка. Фото автора и «Ниссан».

Бурятия – край поистине удивительный, и не только тем, что в нем есть Байкал (хотя, может быть, именно потому). Даже Новый год там приходит не как у всех, а 22 февраля – по буддийскому календарю. В Улан-Удэ я прилетел в первый новогодний день, и представьте-ка мои ощущения: и в аэропорту, и кругом по городу – яркие надписи «С Новым годом!», а на центральной площади среди ледовых скульптур поразительной красоты стоит высоченная наряженная елка. Настоящая, причем, в отличие от киевской и московской. Поначалу был в полном недоумении – но местные жители просветили, что к чему. Народ здесь тоже настоящий, не столичный: в общении – проще, спокойнее и доброжелательнее, в мышлении – мудрее и чище.
Улан-Удэ завораживает тихим колоритом уютной провинциальности. В отличие от периферийных городов центра России, здесь и намека нет на безнадежную унылую разруху, хоть край и отнюдь не из богатых. Добрая половина застройки – двухэтажные деревянные домики с печками, которые топят углем, оттого-то и снег в городе темный. Но в остальном – поразительная чистота и неброский порядок. Бурятские водители зимой не пользуются «омывайкой» – и совсем не потому, что на местные ядреные морозцы не сыскать подходящей жидкости, как можно подумать. Жидкость-то есть – а вот грязи на дорогах нет. Просто – нет, и все. С первых холодов и до весенней распутицы лобовые стекла здесь разве что нужно протирать от пыли. Благодарить за это стоит, конечно, и коммунальщиков, заботливо поддерживающих чистоту улиц, но в первую очередь – матушку Природу. Она подарила Бурятии сухой климат и необыкновенный снег, который даже в сильные холода остается пушистым, не слеживается и не смерзается – с асфальта его легко сдувает ветер.

ПРОТОПИ ТЫ МНЕ БАНЬКУ

Кстати, о морозах. Край встретил нас двумя десятками градусов ниже нуля, но по ощущениям это ничуть не холоднее наших минус восьми, – тоже благодаря сухому воздуху. Разве что выступающие части лица надо поберечь: нос и уши сразу дают понять, что вы, чай, не у берега турецкого. Автомобили, ясное дело, прогреваются не за пять минут, – «Ниссан-Патруль», на котором мы и начали путь к берегам Байкала, для нас был добротно протоплен заранее, как банька. Впрочем, даже при холодном старте «Патруль» не даст закоченеть: пока будет накапливать тепло могучий мотор, о водителе и пассажирах позаботятся подогрев всех сидений (включая заднее) и руля. За тепленькую «баранку» – отдельное спасибо: на ней очень здорово было отогревать пальцы после частых фотостопов.
От Улан-Удэ до Байкала можно доехать по федеральной магистрали, но лучше – и по более занятным дорожкам, петляющим между гор да вдоль густой кедровой тайги. Сначала это вполне приличное прямое шоссе, которое затем переходит в серпантин с коварными «тещиными языками» и крутым рельефом. Потом асфальт становится хуже, а дорожка – заметно уже, да все реже попадаются и встречные, и попутные машины – в основном лесовозы, причем большей частью ветераны советского автопрома. Ну, а в какой-то прекрасный момент за скромной деревенькой заканчивается и асфальт – впереди узкая грунтовка, укрытая ровным слоем снега, белого, как… снег: наверное, только здесь можно в полноте ощутить, что такое настоящая снежная белизна!
«Патрулю» все дороги хороши: важно устремившись вперед, он лишь слегка покачивается на ямках и буграх, а серпантины прописывает на удивление грациозно при всей своей слоноподобной внешности. На половине пути меняемся с коллегами на «Пасфайндер»: бодро рыкнув дизельком, он демонстрирует явно более напористый спортивный характер, но по плавности хода уступает флагману – сразу замечаешь буквально каждую ложбинку и каждый камушек на пути.

БАЛЕТ СРЕДИ ТОРОСОВ

Даже магия искусства слова не способна передать всей полноты чувств и впечатлений, наполняющих душу при встрече с Байкалом. Что ни возьми – все здесь чудо природы. Прозрачнейший свежий воздух позволяет прекрасно рассмотреть противоположный берег, как будто до него километров пять, а не вдесятеро больше. Порой при хитром перемешивании слоев воздуха с разной температурой над гладью озера образуются своего рода воздушные линзы – можно, словно в бинокль, рассмотреть деревни на другом берегу. Над Байкалом почти всегда голубое небо: слои облачности нагреваются над горными цепями западного берега и рассеиваются, а из самого озера вода почти не испаряется из-за низкой температуры – даже в летнюю жару она не теплее 16-17 оС. Во многих уголках близ берега бьют подземные горячие ключи с целебными сероводородными водами.
Насколько чиста байкальская вода летом, настолько же чист и лед, застилающий озеро зимой. В крепкие морозы его толщина достигает шести метров, однако лед остается совершенно прозрачным для солнечных лучей, которые проникают
далеко вглубь озера и питают водоросли, выделяющие кислород. Так что даже без прорубей в Байкале всегда есть чем дышать рыбе – в том числе знаменитому вкуснейшему омулю. Еще один уникальный феномен – торосы, ледяные глыбы, образующиеся при формировании слоя льда: из-за высоких волн и постоянных сейсмических толчков вырастают причудливые обелиски фантастической красоты, переливающиеся в солнечных лучах.
Ну, а для нас еще одним чудом стала возможность проехаться среди торосов на «Кашкае» и «Х-Трейле» да потанцевать «автобалет» на льду за рулем «Джука» и полноприводной «Теаны». Редкий случай – при всем могучем совершенстве современной техники мы чувствовали себя не покорителями стихии, а гостями любезно принявшего нас удивительного уголка Земли. И за этот добрый прием, прощаясь, поклонились батюшке Байкалу, надеясь повидаться с ним снова.

За организацию поездки благодарим компанию «Ниссан Мотор Украина».