Правильное оформление страхового случая и практические советы по борьбе с недобросовестными страховщиками.

Инструкция по получению страхового возмещения

1 этап. после ДТП

Действия лиц после ДТП:

  • срочно сообщить в полицию;
  • обменяться данными с другими участниками ДТП — телефон, адрес, данные о страховщике и полисы;
  • сообщить в свою страховую компанию о ДТП;

Оформление по Евпропротоколу возможно без участия полиции в следующих случаях:

  • отсутствие травмированных (погибших) людей;
  • с согласия водителей этих транспортных средств относительно обстоятельств ее совершения;
  • при отсутствии в них признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов,

Лимит выплаты по Европротокола — 50 тыс. Грн. (Только за ущерб имуществу)

2 этап. Сообщение страховщику о ДТП

В течение трех рабочих дней со ДТП письменно предоставить страховщику (собственному и другого участника ДТП) сообщение о ДТП.

Если СК не предоставляет форму сообщения ее можно скачать с сайта МТСБУ http://www.mtsbu.ua/files/Povidomlenya.docx

  • Все заявления и сообщения к страховым компаниям обязательно регистрируйте: менеджер должен поставить дату и входящий номер на всех документах. Если отправляете по почте — то с уведомлением о вручении и описью документов.
  • Если не сообщить СК в трехдневный срок, то после возмещения убытков, причиненных третьему лицу, страховщик вправе требовать от своего страхователя компенсации понесенных расходов.

Представитель СК должен в течение 10 рабочих дней осмотреть поврежденное имущество (транспортные средства) с целью установления размера возмещения. Если никто не появился — стоимость экспертной оценки должна оплатить страховая компания.

Делать собственную экспертизу? Да, если в течение 10 рабочих дней представитель страховой компании не появился, в таком случае, СК возмещает расходы на экспертизу.

ВАЖНО! Не ремонтируйте авто, пока его не осмотрит представитель страховой компании!

3 этап. Заявление на страховое возмещение

Немедленно подать в СК заявление на страховое возмещение. Согласно закону это надо сделать в течение 30 дней с момента подачи уведомления о ДТП, но не позднее 1 года (имущество) или 3 лет (жизнь, здоровье) с момента ДТП.

Срок для выплаты (до 90 дней) рассчитывается с момента подачи заявления на возмещение! Срок выплаты увеличивается на тот период, на который была задержка с подачей заявления.

Заявление о страховом возмещении должно содержать:

а) наименование страховщика, которому подается заявление, или МТСБУ;

б) ФИО заявителя, адрес проживания (фактическое и место регистрации)

в) содержание имущественного требования заявителя и сведения (при наличии), которую его подтверждают;

г) информация об уже осуществленных взаиморасчетах между виновниками и потерпевшими в ДТП;

д) подпись заявителя и дата подачи заявления.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

а) паспорт гражданина или другое удостоверение личности;

б) документ о праве получения страхового возмещения — если получатель выплаты не потерпевший, а его представитель;

в) индивидуальный налоговый номер;

г) документ о праве собственности на поврежденное имущество;

е) сведения о банковских реквизитах заявителя (при наличии).

Отсутствие решения суда не может быть основанием для задержки или отказа в выплате. Виновную сторону СК может определить на основании Европротокола, расширенной справки полиции (форма 2) или решения суда.

Но для ускорения выплаты советуем обратиться в суд, получить копию решения и предоставить в страховую компанию.

4 этап. Получение страхового возмещения.

Требуйте от СК письменно сообщить вам о сумме начисленного страхового возмещения, в случае несогласия настаивайте на проведении независимой экспертизы.

При подписании согласования суммы с СК обратите внимание на дату страхового возмещения; если такой даты нет, требуйте у страховщика внести изменения в документ.

Судебный иск не всегда является самым быстрым путем получения выплаты, старайтесь сначала пройти путем жалоб в Нацкомфинуслуг, запросов в страховую компанию, звонков на «горячую линию».ombudsman_1Типичные причины отказа страховых компаний в выплате и методы их обжалования

Неподача заявления о страховом возмещении

Механизм отказа в выплате

СК не информируют потерпевших о необходимости подачи заявления на страховое возмещение, либо не принимают заявление без постановления суда.

Обоснование отказа

Статьи 36.2 и 37.1.4 закона о ОСАГО

Механизм обжалования

1) требовать от СК образец заявления на выплату страхового возмещения

2) Или позвонить 409 до Страхового омбудсмена и получить образец заявления

Ложные сведения о ДТП

Механизм отказа в выплате

СК отмечает, что повреждения автомобиля якобы получено не при тех обстоятельствах, которые указаны в заявлении на выплату.

Обоснование отказа

Собственная трасологическая экспертиза.

Механизм обжалования

Такие экспертизы проведенные в одностороннем порядке, не всегда имеют доказательное значение — проводятся на основании фотографий. Если ДТП оформлено с участием сотрудников полиции, составленный админпротокол и вынесено судебное решение, то такое исследование полностью опровергается.

1) требовать от СК письменного обоснования отказа или уменьшения выплаты

2) После получения ответа обжаловать решение СК в Нацкомфинуслуг или в суде

Виновник был в состоянии алкогольного опьянения

Механизм отказа в выплате

СК снимает с себя ответственность поскольку виновник был в состоянии алкогольного опьянения, и якобы виновник в таком случае должен сам возмещать ущерб.

Обоснование отказа

Собственное толкование законодательства

Механизм обжалования

Такого основания для невыплаты нет в действующем законодательстве. В таких случаях СК должна выплатить возмещение, но затем вправе требовать возмещения от виновника ДТП.

1) требовать от СК письменного обоснования отказа

2) После получения ответа обжаловать решение СК в Нацкомфинуслуг или в суде

Отказ в доплате НДС

Механизм отказа:

Лицо, проводившее ремонт, находится на упрощенной системе налогообложения и является плательщиком единого налога и в актах приема работ в строке «НДС 20%» ничего не отмечено, что свидетельствует, что такой налог не уплачивался.

Обоснование отказа:

Если НДС не уплачивался при ремонте, то нет законных оснований для его выплаты пострадавшему

Механизм обжалования:

Статья 36.2 закона об ОСАГО определяет условие для выплаты и не содержит ограничений, на которые ссылаются СК: «… при этом доплата в размере, не превышающем суммы налога, осуществляется при условии получения страховщиком документального подтверждения факта оплаты произведенного ремонта».

1) требовать от СК письменного обоснования отказа в доплате НДС

2) После получения ответа обжаловать решение СК в Нацкомфинуслуг или в суде

Неправильно оформленный Европротокол

Механизм отказа:

СК считает ошибки в оформлении Европротокола основанием для проведения трассологических и других экспертиз без согласования с пострадавшим с последующим отказом в выплате.

Обоснование отказа:

Трасологическая экспертиза.

Механизм обжалования:

СК не имеет права отказать в выплате на этом основании, поскольку исчерпывающий перечень условий и оснований предусмотрено статьями 32, 37 Закона об ОСАГО.

1) Написать заявление в СК с предложением провести в офисе СК встречу с участием страховщика, водителя-виновника ДТП и потерпевшего для дополнительного выяснения обстоятельств ДТП и предоставить дополнительные письменные объяснения о причинах и обстоятельствах ДТП.

2) В случае недостижения согласия или компромисса звертись с жалобой на действия такого страховщика в Нацкомфинуслуг или МТСБУ

Уменьшение суммы без экспертизы и без согласования с потерпевшим

Механизм отказа:

— СК уменьшают сумму возмещения, ссылаясь на собственные расчеты (которые не соответствуют требованиям Методики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств).

— Не предоставляют пострадавшему копии документов по начислению возмещения.

— Предлагают ознакомиться с материалами оценки не по месту жительства потерпевшего.

— Не каждый человек ориентируется в нюансах экспертных выводов.

Обоснование отказа:

Чаще всего СК ссылаются на собственные расчеты (или коллегиальное решение аварийных комиссаров)

Механизм обжалования:

1) Заявление в СК на получение информации по страховому делу.

2) Из ответа СК можно сделать вывод на основании чего осуществлялся расчет: калькуляция программы АУДАТЕКС или это коллегиальное решение аварийных комиссаров, или проведена автотовароведческая экспертиза

3) В случае необходимости — жалоба в Нацкомфинуслуг или суд

Уменьшение суммы в соответствии с износом автомобиля

Механизм отказа:

СК может начислить износ на автомобиль не подлежащий износу по возрасту. Или если автомобиль только начал подападать под начисления по этому пункту, СК может насчитывать максимальный коэффициент износа, даже если автомобиль новый. Чаще всего СК насчитывает износ на все виды работ СТО и все запчасти, даже если они только подлежат ремонту.

Обоснование отказа:

Методика товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств.

Механизм обжалования:

Потерпевшие не осведомлены о том, как производится расчет возмещения, и страховые компании этим пользуются.

1) Жалоба в Нацкомфинуслуг и МТСБУ с ссылкой на ст. Ст.36 п.2 Закона Украины об ОСАГО: страховая компания должна согласовать сумму возмещения с потерпевшим, или провести исследования и установить размер ущерба.

Вся вышеприведенная информация основана на практическом опыте — за 6 месяцев 2016 года ОС «Украинский страховой омбудсмен» помог потерпевшим в ДТП получить от страховщиков более 2,7 млн грн.ombudsman_2