В Украине повышенные штрафы и фотофиксация нарушений введены совсем недавно, а в России – полтора года назад. Стало ли на дорогах наших стран безопаснее, и где о безопасности заботятся лучше? За ответами Ярослав Московка и Сергей Торгалов (фото) отправились в автопробег из
Киева в Москву вместе с представителями компании ESSO.

Проехать почти тысячу километров, разделяющих обе столицы, скрупулезно соблюдая ПДД, – таково было главное условие этого пробега. Хоть порой, надо сказать, почти невозможно не нарушить…
В нашей стране самым слабым звеном оказался Киев. «Слепые» светофоры, сигналы которых различимы только за пару десятков метров до перекрестка. «Красная волна» вместо «зеленой». Вынесенные далеко вперед стоп-линии, останавливаясь на которых (по Правилам!), водитель вообще не видит светофор. Никудышная дорожная разметка – либо стертая, либо, наоборот, свеженанесенная при хорошо сохранившейся прежней. Нерациональные, непродуманные развязки. Нелепые скоростные ограничения (реально ли ехать по Московскому проспекту и мостам со скоростью не выше
40 км/ч?) Получается, что в Киеве сама организация движения подрывает уважение к Правилам!
Выехав на шоссе М-01, ведущее к Чернигову, облегченно вздыхаешь. Забегая вперед: украинские дороги международных направлений заметно лучше российских! Покрытие, хоть и неидеальное, явно качественнее, разметка и знаки хорошо различимы и не противоречат Правилам. Патрули ДПС в Украине встречаются нечасто, стационарные посты – еще реже: многие из них заброшены… Инспекторы с радарами обычно не маскируются в кустах и канавах, а открыто стоят вдоль шоссе – и водители встречных машин задолго предупредят вас миганием фар. Это, надо признаться, расслабляет водителя. А коварство шоссе М-01 в том, что оно проходит через множество населенных пунктов. Почти все они обозначены знаком 5.45 на белом фоне, т.е. в них необходимо снижать скорость до 60 км/ч. Затем снова набираешь скорость – и постоянно едешь в таком мучительном рваном темпе. Выходит, и за городом сама дорога подталкивает к нарушениям!
А надземных переходов практически нет даже в больших селах. Оттого-то в каждом (вдумайтесь – в каждом!) селе висят возле «зебр» траурные венки…
Приличный асфальт исчезает на российской границе и вновь появляется только за Калугой, на дальних подступах к Москве. Разметка сплошь и рядом нанесена вопреки здравому смыслу: на абсолютно прямом участке шоссе с видимостью более двух километров – сплошная линия, а в повороте или на крутом подъеме – прерывистая… Повсюду противоречат разметке знаки «Обгон запрещен» (видимо, проблема их согласования столь неразрешима, что россияне недавно приняли постановление о приоритете разметки над знаком)… «Партизанские» засады патрулей встречаются в изобилии, причем в совершенно непредсказуемых местах. И «договориться» с ними, по слухам, куда сложнее, чем у нас. Это дает плоды: несмотря на быстрый рост российского автопарка и отвратительное состояние дорог аварийность в 2008 году снизилась примерно на 8%.
Намного лучше, чем у нас, заботятся в России о пешеходах. Международные дороги М-13 и М-3 проходят мимо мелких деревень через города и крупные поселки, где пешеходные переходы снабжены светофорами. Очень много, особенно в Подмосковье, надземных переходов. За Калугой и до самой Москвы каждое из двух направлений шоссе ограждено непрерывными высокими барьерами: через них полезет лишь совсем безбашенный пешеход, да и бродячие собаки не перепрыгнут. Большое внимание уделяется и безопасности пассажиров: в стране уже третий год (!) обязательны детские кресла для детей младше 12 лет, а взрослые пристегиваются ремнями даже на заднем сиденье – ГАИ это жестко контролирует!
Москва приятно удивила хорошей организацией движения. Удобные многоуровневые развязки с исчерпывающей информацией на указателях, безупречная разметка, современные светофоры. Жаль, что в провинции, по пути к столице, это совсем не так…
Пробег показал: у обеих стран еще огромный фронт работ по совершенствованию дорог и организации движения. Но Россия успела намного дальше нас продвинуться к мировым нормам обеспечения безопасности, да и с водительской дисциплиной у соседей меньше проблем. А проехать из столицы в столицу, жестко соблюдая Правила, оказалось реально, хоть порой и нелегко. «Штрафной запас» рублей и гривен, отложенный нами на всякий случай, остался нетронутым…

Автопробег организован в рамках кампании «ESSO защищает».