Расчетливые европейцы для повседневных нужд предпочитают небольшие автомобили. Каковы шансы таких малюток в нашей стране, пытался понять Андрей Сидоров. Фото: Георгий Садков.

Нынешнй кризис, видимо, существенно скорректирует автомобильные предпочтения большинства украинцев и россиян. Не жили богато, нечего и начинать! Поэтому, критически оценив свои потребности и возможности, многие покупатели-горожане посмотрят другими глазами на компактные машины. Зачем платить за большую, тратиться на ее содержание и бензин, если возит она обычно одного-двоих, в пробках неповоротлива да и на парковку труднее втиснуться? Посмотрим с этих позиций на разумную альтернативу – компактную современную малолитражку. Производители живо отреагировали на изменившиеся обстоятельства и с удвоенной энергией взялись продвигать на рынок маленькие экономичные модели. ФИАТ, к примеру, очень надеется на успех «Панды» – симпатичного городского мини-вэнчика.

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Житие в перенаселенном городе предъявляет к автомобилю свои требования. Если уж вовсе нельзя от него отказаться, то нужно хотя бы свести к минимуму неудобства, связанные с обладанием им.
Манера нашей езды и дорожная разметка, похоже, предполагают, что в одном ряду должно ехать не менее двух машин. Если чуть-чуть заступить за черту, «Панда» соответствует новой традиции – ее ширина всего 1578 мм. Длина тоже невелика – 3538 мм. Тем не менее утверждение, что такие маленькие машинки способны изжить пробки в городах, – слишком смелое. Это только площадь, занимаемая машиной на стоянке, определяется перемножением длины и ширины. В движении принято соблюдать дистанцию, равную в метрах хотя бы половине скорости. Ну а поскольку поток на центральных магистралях редко идет медленнее 80 км/ч, а то и до сотни разгоняется, то каждой машине нужно еще 40–50 м запаса. Так что будь она даже двухметровой длины, особого выигрыша нет. В пробке, когда все стоят бампер в бампер, тоже не лучше – какая вам разница, кто сосед по несчастью? Лишь бы не КамАЗ с его выхлопной трубой. Длина пробки измеряется часами и в большей степени зависит от пропускной способности «горлышка», нежели от габаритов участников.
Преимущества «Панды» в другом. Легкой, компактной, юркой машиной гораздо проще управлять. Малая масса и современный двигатель позволяют экономить на бензине, страховках, налогах, меньше вредить атмосфере, парковаться в щелях, на которые «средний класс» даже не посмотрит, а в конце жизни отправиться в металлолом с меньшими хлопотами (хотя у нас это пока неактуально).
Если не мнить себя наследным принцем, то комфорт передвижения в машине вполне приемлем. Не гран-туризмо, конечно, зато не провоцирует на рискованную езду, что опять же полезно для здоровья и кошелька. Единственное, к чему я так и не привык за 400 пробных километров городских и загородных дорог, – просто невесомый руль. Даже на месте, на сухом асфальте и зимних шипованных шинах руль крутится мизинцем! Усилие на ободе, похоже, не превышает 200 граммов. А у электроусилителя есть еще режим city  – для парковки, когда для поворота руля и вовсе достаточно силы взгляда. Кстати, отчасти поэтому комфортная скорость на загородном шоссе – не более 120 км/ч. Удержать машину на изъеденном колеями асфальте непросто. Нет, она, конечно, идет свои заявленные 155 км/ч, но такая езда – дело утомительное и рискованное.
Подвеска умеренно жесткая, удачный компромисс между комфортом и управляемостью. Есть, правда, небольшие клевки при торможении и крены в поворотах. В движении задействованы все пять передач коробки – для энергичной езды со скромным мотором переключаться приходится часто. В то же время уже от 1000 об/мин двигатель тянет вполне уверенно. Шумновато в салоне, виной тому преимущественно шины. Звуковой комфорт примерно на уровне «Калины». При этом двигателя практически не слышно на любых оборотах. С непривычки, пока не взглянешь на тахометр, можно долго ехать на третьей передаче со скоростью под сотню. Впрочем, красной зоны на тахометре нет, значит, производитель уверен, что перекрутка мотору не грозит. Из опыта замечу, что раскручиваться более 5000 об/мин бесполезно, все равно прироста мощности не будет. Эргономика, несмотря на скромные размеры салона, продумана очень хорошо. За рулем удобно любому, чей рост не превышает 190 см и вес в норме. Однако салон все же жмет в плечах – крупный водитель будет слегка прислоняться к центральной стойке.
Стиль отделки – элегантный практицизм. Жесткий, слегка шершавый пластик панели вряд ли взволнует любителя потрогать за мягкое. Зато детали интерьера подогнаны весьма тщательно и поддерживать чистоту в «Панде» просто. Задний диванчик – для двоих, хотя производитель уверяет, что там должны разместиться трое. (Интересно, как он себе это представляет?) Если оптимизировать распределение пассажиров по сидячим местам, то есть длинных – вперед, коротких – назад, давки можно избежать. Есть багажник на 205 л, а если исключить пассажиров диванчика, то войдут и все 860 л. Для городского автомобиля совсем неплохо! Вот только цена у компакт-класса вполне взрослая – от
?10 500. То есть примерно по ?1900 за квадратный метр площади. Вполне сопоставимо с городской недвижимостью!