Пробиться в Формулу-1 чрезвычайно трудно, а вылететь из нее подчас необычайно легко. О судьбах современных гонщиков размышляет Сергей Зиновьев.

Для Виталия Петрова, потерявшего прошлой осенью место в «Лотосе GP», был готов запасной вариант: работа тест-пилотом у поставщика шин для чемпионата мира – «Пирелли». Прямо скажем, сомнительное удовольствие: на закрытых трассах с пустыми трибунами стирать покрышки на болидах прошлогодних моделей… Неужели так лучше, чем вообще никак?
Повезло! Долгие и сложные переговоры с «Катерхемом» дали положительный итог. Команда изгнала Ярно Трулли и взяла на его место Петрова. Сам италь­янец до последнего дня утверждал, что у него действующий контракт. И потом делал вид, что ошарашен таким решением.
Петров остался в Формуле! Конечно, это хорошо и для нас, его болельщиков, и для Виталия тоже. Но представьте, какие чувства испытал Ярно. Наверное, такие же, как и сам Петров в начале декабря, когда команда вежливо сообщила, что он свободен, и сердечно поблагодарила за плодотворное сотрудничество. Как Себастьен Буэми и Хайме Альгерсуари, без видимых причин дуэтом отчисленные из «Торо Россо» по итогам прошлого сезона. Как Ник Хайдфельд, изгнанный из того же «Лотоса» посреди сезона под надуманным предлогом. Наличие действующего контракта совершенно ничего не гарантирует, должность тест-пилота – тем более.
Похоже, командам нет никакого дела до переживаний пилотов, а статус гонщика и собранные им титулы не играют большой роли. Вспомните короткий период выступлений Фернандо Алонсо за «Мак-Ларен». Правда, тот эпизод до сих пор не совсем ясен: то ли команда ли выжила несговорчивого испанца, то ли он сам счел за благо ретироваться. Скорее всего, и то и другое.
Результаты, видимо, тоже не имеют значения. Фелипе Масса ровным счетом ничего не показал в прошлом году, но «Феррари» не спешит от него избавляться. Команды подчас выбирают пилотов по каким-то непонятным соображениям, ориентируясь отнюдь не на уровень мастерства. Тезис о том, что в Формуле‑1 собраны лучшие из лучших, явно устарел.
При всем уважении к победам в британской Формуле‑3 и титулам вице-чемпионов серии «Рено‑3,5» – ну чем Жан-Эрик Вернь и Даниэль Рикьярдо лучше Хайме Альгерсуари? За какие достижения в чемпионат мира пригласили Жерома д’Амброзио? В серии GP2 бельгиец провел два малозаметных года, а до того выиграл лишь весьма скромный турнир Формулы-«Мастер». Почему из «Форс-Индия» удалили настоящего лидера команды Адриана Сутиля, который завершил чемпионат
девятым? Необъяснимо. Гонщики в команде – люди подневольные. Они не могут высказывать критические мысли о командах и Формуле‑1 в целом. Только хорошее! В лучшем случае нейтральное. Вспомним: Жак Вильнёв, склонный иногда рубануть правду-матку, продержался в чемпионате недолго и ушел из спорта в расцвете сил. Чемпиону мира почему-то не нашлось работы!
Почитайте речи пилотов в коммюнике и интервью – они говорят почти одинаково. Ответы на вопросы во многом предсказуемы. «Фантастика! Мы проделали большую работу! Я благодарю команду!» – три ключевые фразы современной Формулы‑1. Это, в общем, понятно. Подготовка гонщика ныне включает в себя уроки общения с прессой и начинается еще в младших формулах. Даже честно признать, что с такой слабой машиной в чемпионате нет никаких шансов, они не могут. «Мы много работаем, мы будем бороться…»
Такова часть платы за право быть пилотом Формулы‑1. Даже в маленькой «Марусе» или HRT ты все равно на виду. За тебя болеют соотечественники. И как знать, может, несмотря на вечное пребывание аутсайдером, тебя когда-нибудь позовет топ-команда. Верить в это, наверное, несколько наивно. Но во что тогда вообще верить, приходя играть роль пилота в Формуле‑1?

НАЧАЛО СЕЗОНА

Первые Гран-при чемпионата оказались слишком нетипичными, чтобы стать основой для каких-то глубоких выводов. В Австралии нетипична сама трасса, а в Малайзии гонка была дождевой и все карты изрядно спутались. Тем не менее обе квалификации выиграл Льюис Хэмильтон, а Дженсон Баттон дважды был вторым. «Мак-Ларен» в прекрасной форме!
Победа Фернандо Алонсо в Сепанге не должна обольщать. «Феррари» в число фаворитов нынче включают со многими оговорками, равно как и «Мерседес GP». Настоящий сюрприз – скорость «Лотоса». Но вспомним: он и год назад на старте сезона был хорош, а потом постепенно сдал.
Сюжет, по-видимому, останется прежним: титулы оспорят «Ред Булл» и «Мак-Ларен». Хотя остальные, возможно, в этом году будут им изрядно мешать.

ШАНСЫ ПЕТРОВА

Поменяв название, новая команда Виталия сменила еще и поставщика двигателей, что более важно. «Катерхем» теперь оснащают полноценным мотором «Рено». Мотор, конечно, чемпионский, но его лошадиные силы или, например, какая-то особая эластичность сейчас почти ничего не решают. Аэродинамика всему голова! Это самая сложная и трудоемкая часть работы конструкторов.
Зачетные очки «Катерхему» светят только при уж очень благоприятном стечении обстоятельств. В любом случае нужна серьезная модернизация машины. Понимает это и команда, и сам Петров: «Машина показала себя очень стабильной, и это вселяет оптимизм. Но мы очень осторожны в прогнозах».