Компания «Шелл» только что вывела на украинский рынок свое дизельное топливо V-Power. Незадолго до этого она показала журналистам, как и где рождаются оптимальные формулы фирменных топлив и масел. В передвижной лаборатории «Шелл» побывал Ярослав Московка. Фото автора и «Шелл».

Автодром в десятке километров от Брно по качеству покрытия и конфигурации трассы немногим уступает прославленным кольцам вроде Спа-Франкоршам, Монцы или Нюрбургринга. По словам Марка Жене, тест-пилота формульной команды «Феррари», еще немного – и здесь можно будет проводить этап F1. Потому-то итальянская конюшня и ее неизменный партнер «Шелл» решили устроить на брновском автодроме гоночный уик-энд, на который съехались фанаты «Скудерии» почти со всей Западной Европы. И было ради чего! В рамках трек-дней прошли зачеты финального этапа европейской серии «Феррари Челлендж», показательные заезды антикварных «Феррари» и формульных болидов «Скудерии» последнего десятилетия. Но главным подарком для болельщиков знаменитой команды стал свободный вход в зону паддоков: все желающие могли понаблюдать за подготовкой автомобилей к заездам и вдохнуть тамошнюю неповторимую атмосферу.
«Феррари» идет рука об руку с «Шеллом» с момента своего основания – и даже дольше. Когда в 30-е годы прошлого века Энцо Феррари еще не строил собственных машин, а лишь участвовал в гонках на «Альфа-Ромео», в качестве поставщика бензина и масел он выбрал «Шелл». Ну, а с 1947 года, когда был выпущен первый «Феррари», и поныне в двигатели и трансмиссии этих автомобилей заливают только шелловские масла.
Этот тандем – яркий пример взаимовыгодного партнерства. «Феррари» получила не только мощного надежного спонсора, но и масла с идеально подходящими для своих спорткаров характеристиками. А болиды «Феррари», в свою очередь, стали для «Шелла» при разработке масел и топлив своеобразными лабораторными стендами. Особенно ценен опыт участия «Феррари» в F1 и 24-часовом марафоне в Ле-Мане. На каждой из этих гонок неизменно присутствует мобильная лаборатория «Шелл», которую наконец-то рассекретили журналистам.
С виду это обыкновенный белый трейлер с тягачом «Вольво»: таких на дорогах Европы тысячи. А вот внутри – химическая лаборатория с суперсовременным оборудованием. Чего стоит один лишь анализатор на вращающемся дисковом электроде, позволяющий определять по пробам масла процент и динамику износа деталей мотора!
В каждый гоночный уик-энд лаборатория проводит более сорока оперативных, но исчерпывающе подробных тестов топлива и масел. Результаты каждой пробы компьютер сравнивает с базой данных, в которой сейчас более 11 тысяч «рецептов» фирменных продуктов.
Этот напряженный труд вполне оправдан. ФИА с каждым годом все больше ужесточает стандарты F1. Так, от двигателей теперь требуется увеличенный в полтора раза ресурс: каждый пилот имеет право сменить за сезон не более восьми моторов. Естественно, конструкторам приходится использовать все лазейки для получения максимальной отдачи от машины. Один из самых эффективных резервов – рецептура топлива и масел. Правда, ФИА и тут начеку: допустимое количество присадок строго регламентировано. Поэтому основная задача мобильной лаборатории «Шелл» в дни гонки – постоянный анализ топлива: его состав должен соответствовать и стандарту ФИА (иначе команду дисквалифицируют), и фирменному оптимальному рецепту (иначе непредсказуемо изменятся запланированные характеристики работы мотора, и все расчеты стратегии гонки пойдут насмарку). Не менее важно исследовать моторное масло после гонки: как изменились от запредельных нагрузок его свойства и насколько износились детали двигателя.
Все результаты тестов моментально передаются в исследовательский центр «Шелл»: доводка фирменных продуктов ни минуты не стоит на месте. Главное же, плоды этой неустанной работы выходят далеко за рамки F1 и Ле-Мана. Благодаря гоночным наработкам тандема «Феррари»-«Шелл» на АЗС появились бензин и дизтопливо V-Power, моторные масла серии Helix и трансмиссионные Spirax. Эти продукты отличаются от «формульных» лишь отсутствием специфичных присадок, которые обычным автомобилям ни к чему, – а основа у них одинаковая. Согласитесь, лестно сознавать, что в баке и моторе вашей машины почти те же бензин и масло, что и в болидах «Феррари»!