Концептуальный родстер Vision ConnectedDrive не просто шоу-кар, а прототип будущего баварского спорткара – конкурента «Мерседес-Бенца SLS» или «Ауди-R8». Вероятно, подобные дизайнерские приемы мы увидим и в других перспективных моделях БМВ. Уже одно название говорит о том, что автомобиль буквально напичкан современной техникой для связи с окружающим миром – например, средствами общения с соседними автомобилями, чтобы предотвращать аварии, или трехмерной проекцией на ветровое стекло опасных объектов, которые появятся в поле зрения водителя лишь спустя какое-то время. Интеллектуальная навигация не только оценивает дорожную ситуацию и помогает избегать коллизий, но и служит неплохим гидом по ближайшим окрестностям. Что под капотом, БМВ пока не раскрывает. Скорее всего, это будет набирающая популярность связка ДВС – электромотор.

Как и раньше, Женева удивляет обилием новинок из сферы высоких мощностей и запредельных цен. Чтобы заявить о себе богатым нефтяным шейхам, американским финансовым гениям, промышленникам Азии и просто богатым людям, приезжающим в Швейцарию обналичивать свои вклады, лучшего места для производителя суперкаров не найти. Новые модели «Ламборгини», «Кёнигсегга», «Пагани», «Феррари» – вот они, зазывают отвалить за них несусветные для обычного человека деньги. Схема работает: едва появившись на свет, «Ламборгини-Авантадер» и «Феррари-FF» уже распродали свои тиражи на год вперед.
На фоне мощностного и ценового безумия (до сих пор помним чудовищную цифру выбросов СО2 у «Бугатти-Супер Спорт»: 539 г/км – в пять с лишним раз больше политкорректного уровня) разрастающееся стадо гибридных машин и электрокаров даже выбило себе отдельный «зеленый» павильон – чтобы не иметь ничего общего с суперкар-вакханалией.
Иные поставщики дворов Их Величеств все-таки чувствуют некоторую ущербность своих позиций перед простым народом и демонстрируют экологическое лицемерие, предлагая, к примеру, оценить гибридный «Рейндж-Ровер» или полностью электрический «Роллс-Ройс 102 ЕХ». Создатели последнего, впрочем, даже и не скрывают, что переход марки на электрическую тягу начнется, похоже, лишь с окончательным исчезновением углеводородов – именитые клиенты равнодушны к чудесам электричества. Поэтому о начале серийного производства новинки речь не идет.
А фирмы попроще заняты повсе­дневными делами. Выкатывают задержавшиеся из-за кризиса новинки или стараются сохранить лицо, явно озабоченное покупкой или продажей активов. «Альфа Ромео», заигрывая с «Фольксвагеном», желающим откупить у ФИАТа этот все еще лакомый кусочек истории взамен утомившего всех СЕАТа, демонстрирует образец среднемоторного спорткара – этакого маленького «Лотоса» на итальянский манер. От «Альфы» уже давно никто не ожидал подобной легковесной прыти.
Перешедший в стан Вольфсбурга гениальный Джуджаро тоже не прочь оставить след в эпохе немецкого возрождения итальянской легенды. Его прототипы якобы новых «фольксвагенов» явно создавались под совсем другую (и понятно какую) марку. А традиционный черный цвет стенда «Лянчи» теперь, похоже, знаменует будущий траур – вряд ли поклонники почти выродившегося под фиатовским гнетом бренда накинутся на новые модели, чье плебейское происхождение даже не пытались замаскировать. Грубые американские «крайслеры» с непривычно изящными для них именами «Флавия» и «Тезис» – это хуже, чем признание полного поражения. Верх неприличия – минивэн «Лянча-Вояджер». Звучит как имя Феллини на постере триллера про инопланетян. Чем видеть подобный ужас, лучше сесть на электрический стул… простите, на электромобиль.
Ведь ток в конце концов когда-ни­будь все равно убьет у нас бензиновые тельца в крови. А о том, когда это про­изойдет, расскажут Владимир Соловьев и Антон Чуйкин в серии интервью с лучшими экспертами по двигателям.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ НЕФТИ
Томохико Каванабе, президент исследовательского центра «Хонда»
В интересах защиты окружающей среды в будущем мы должны использовать электрические, гибридные моторы или двигатели на топливных элементах. Но давайте учтем стоимость батарей, их жизненный цикл, необходимость инфраструктуры. Более многообещающими выглядят гибриды. Например, наш гибридный «Джаз» немногим дороже обычного. А ближайший ориентир – гибрид Plug-In.
Скорых похорон двигателей внутреннего сгорания не предвидится. Хотя бы потому, что они – неотъемлемая часть гибридной установки. ДВС будет жить и в 2050 году. По нашему прогнозу, как бы ни развивалась техника, 50% гибридных автомобилей будет в парке.
Запасы нефти? Ведущие компании освоили обходные технологии, например, с использованием биогаза, природного газа; в топливо будет перерабатываться уголь, наконец, сырье растительного происхождения. Всегда найдется несколько решений, чтобы установить разумный баланс между сохранением природы и удовлетворением потребности человека в передвижении.

НЕ ВЕРИМ В ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ
Ральф Шпет, генеральный директор «Ягуар – Ленд-Ровер»
Конечно, и через 10 лет основным двигателем «ягуаров» останется бензиновый или дизельный агрегат. Но в составе гибридной силовой установки. В чистый электромобиль мы не верим. Ну а на рынке гибридный «Ягуар» может появиться через несколько лет.
Что-что, «Ягуар» с мотором 1,6 л? Нет, мне кажется, минимальный рабочий объем двигателя для «Ягуара» – 2 л. Такой агрегат должен развивать от 200 до 300 л.с.

А ТАКЖЕ РОТОР!
Хироюки Матсумото, вице-президент европейского научно-технического центра «Мазда»
В ближайшие 10 лет электромобили займут некий сегмент рынка – и европейского, и мирового. Но ДВС останется базовым мотором для большинства машин. На этом убеждении основана стратегия «Мазды». Шаг за шагом мы продолжим совершенствовать классические моторы, добавим «старт-стоп», улучшим систему рекуперации энергии и т. п., извлечем все резервы из ДВС – а уж потом можно переходить к электричеству.
Итак, «Мазда» на четверть снизит выброс СО2 на всех своих моторах. Можно добиться того же эффекта, продавая половину гибридов и четверть электромобилей, – но насколько это правильно? Мы понимаем, что по своим убеждениям отличаемся от коллег по цеху, но «Мазде» не привыкать вырабатывать оригинальную и успешную стратегию.
Роторные двигатели? Конечно, вы не могли не спросить… Давайте сначала добьемся сдвигов в поршневых – бензиновых и дизельных, за ними большая часть рынка. Не закроем ли направление РПД? Ну хорошо, вы меня раскололи. Мы работаем над новым поколением роторных двигателей. И знаем: это сердце «Мазды».
Думаю, человечество не сможет отказаться от ДВС. Мотор – это эмоции. Возможно, мы настолько улучшим двигатели внутреннего сгорания, что дадим им вторую жизнь…

ПО ДОРОГЕ К АМПЕРАМ
Джеффри Лакс, вице-президент «Джи-Эм Европа» по двигателям и трансмиссиям
Считаю, что Европу ждет дальнейшая дизелизация, а также электрификация автопарка – там, где государство создает для этого условия. В США в силу ряда обстоятельств, прежде всего из-за цены дизтоплива, будут развиваться высокоэффективные бензиновые моторы и, разумеется, электромобили.
Массовый дизель ближайшего будущего? Для ответа посмотрим на нынешние моторы. Например, у «Корсы Экофлекс» – 1,3 л, 95 л.с., 3,6 л/100 км. Конечно, эти показатели можно еще улучшить. В первую очередь – экологичность и экономичность за счет применения новинок, таких как «старт-стоп», устройств очистки выхлопных газов и т. д. Их будет все больше с приближением норм Евро‑6 и последующих.
Думаю, что ДВС ждет еще три-четыре десятилетия. Все чаще он будет выступать в комбинации с электромотором, которому уже сейчас доверена главная роль в таких машинах, как «Вольт» и «Ампера». Они знаменуют переходный этап к полному господству электричества.

А НУЖНЫ ЛИ ГИБРИДЫ?
Тьерри Коскас, директор программы электромобилей «Рено»
Безусловное лидерство традиционных двигателей на рынке сохранится еще минимум 10 лет. К 2020 году мы рассчитываем довести долю электромобилей в общем выпуске «Рено» до 10%. Что касается отказа от ДВС… Все зависит от запасов нефти. Раньше чем через полстолетия на проводы можно не собираться.
И все же будущее за электромобилями. Гибриды? У нас нет такой цели среди ближайших. Гибридный автомобиль, конечно, дороже бензинового или дизельного ненамного, но главное – слишком невелик выигрыш в снижении выбросов СО2. Мы добиваемся практически такого же эффекта с современным дизелем – так зачем огород городить?
Электромобиль мы рассматриваем как часть рынка. Постепенно ежедневный пробег машин сокращается (как показывают исследования), и это открывает большие перспективы чистым электромобилям, в первую очередь в городах. Запас хода сейчас – до 160 км; через 10 лет он непременно удвоится. А цена с ростом объемов производства обязательно снизится.

ЭЛЕКТРО-«ШКОДЫ» НА ПОДХОДЕ
Эркхард Шольц, член правления «Шкода ауто» (департамент технического развития)
Через пять лет будут введены нормы Евро‑6, предстоит значительно снизить выбросы NOх. А это требует разработки новых силовых агрегатов – как бензиновых, так и дизельных. В малом классе у «Шкоды» появятся электромобили, а у «Суперба», возможно, гибридный привод. Нам нужны эффективные решения за такую цену, чтобы «шкоды» остались доступными машинами (именно поэтому довольно дорогие гибридные технологии я готов рассматривать только применительно к престижным моделям).
Показатели традиционных моторов можно улучшить еще на 20–30% – имею в виду и экономичность, и эффективность одновременно. Когда кончится эра ДВС? Не раньше, чем иссякнут нефть и газ. Впрочем, мы изменили столько вещей за последние 20 лет… Не будем ничего исключать.
Электрические «шкоды» сейчас в стадии испытаний, они появятся на рынке после 2012 года. Технологии есть, дело за бизнесом.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Тошио Масуда, главный менеджер отдела перспективных разработок «Субару»
Есть ли будущее у традиционного ДВС? В ближайшей перспективе он точно останется. Каждое новое поколение моторов живет примерно 10–20 лет. То есть те двигатели, которые были разработаны и запущены в производство совсем недавно, имеют хорошие шансы продолжить жизнь и дальше, окупая затраты на проектирование, доводку и постановку на конвейер. Иначе автомобильные компании просто разорятся, отказываясь от налаженных технологий. Например, семейство наших оппозитных моторов было обновлено совсем недавно – еще лет пятнадцать конвейерной жизни у них точно есть.

РАЗНООБРАЗИЕ БУДУЩЕГО
Масато Кацумата, вице-президент «Тойота мотор Европа» (исследования и развитие)

Стратегия «Тойоты» – развивать разные силовые агрегаты. Ближайшее будущее компактных городских автомобилей за чисто электрическими установками. Для вседорожников, грузовиков, автобусов (междугородный транспорт и т. п.) будут применять топливные элементы (мы показываем «Хайлендер»). Наконец, для самого обширного сегмента – так называемых обычных автомобилей – перспективны гибридные технологии (семейство «Приус»).
Гибриды и гибриды Plug-In (с возможностью длительной езды на электротяге и подзарядкой от сети) будут развиваться совместно. Увы, вторые при всей своей привлекательности значительно дороже первых – мощные литий-ионные батареи существенно превосходят в цене металлогид­ридные. Поэтому мы предлагаем европейским клиентам «Приус Plug-In» только в лизинг.
В перспективе станут превалировать именно гибриды. Наша задача – 20% общего объема продаж к 2013 году. А что касается жизни ДВС, особенно в сочетании с иными агрегатами, – верю, что она будет еще очень-очень долгой. Ведь по запасу хода бензобак пока невозможно заменить никакими батареями.
Смотрите, как интересно протекало развитие: 100 лет назад самоходные машины использовали пар, уголь, электричество. Потом бензин захватил единоличное лидерство. Сейчас мы опять идем к разнообразию.

ЕЩЕ ПОЖИВЕТ
Хартмут Хоффман, отдел коммуникаций «Фольксваген» (автомобили и технологии)
Для нас нет понятия «единственный мотор будущего». Мы работаем в нескольких направлениях, включая традиционные ДВС (в том числе с новыми видами топлива). До 2050 года предстоит взять под контроль эффект глобального потепления (средняя температура Земли не должна вырасти более чем на 2 градуса). Для этого нужна электрификация. С 2013 года на рынке появятся первые электромобили марки «Фольксваген» – маленький Up! и, конечно, «Гольф». Разумеется, будут и гибриды. Мы считаем, что Plug-In – то решение, которое устроит большинство клиентов, тем более что, по статистике, все больше немцев проезжают за один присест менее 20 км. То есть запас хода 30–40 км вполне достаточен.
Мы наблюдали в Европе стремительное продвижение дизелей, теперь картина меняется. Современные бензиновые моторы TSI (малый объем, высокая мощность и экономичность) находят все больше поклонников в таких «дизельных» странах, как Германия и Австрия. Наверное, когда-нибудь человечество откажется от ДВС. Но еще 20–30 лет они точно будут доминировать. Весь потенциал традиционных моторов не раскрыт, мы его видим и намерены использовать.


— СТАВИМ НА ДИЗЕЛЬ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Пол Веландер, исполняющий обязанности вице-президента по развитию «Вольво карс корпорейшн»
И в настоящее время, и в обозримой перспективе будем работать как над совершенствованием двигателей внутреннего сгорания, так и над электрическими приводами. Результаты этих усилий – на стендах. Например, мировая премьера Женевского автосалона – гибридный V60 Plug-In, подзаряжаемый от сети. Кстати, связка экономичного дизеля и тяговитого электромотора мне кажется наиболее перспективной. Полагаю, в ближайшие лет десять эта схема будет главенствующей для наших моделей. Однако мы делаем ставку не только на гибриды: другое направление, которое намерены развивать параллельно, – автомобили с нулевым выхлопом. Здесь его представляет электрический С30.