В Украине и России стали все чаще предлагать автомобили, изначально адресованные рынку Северной Америки. Что «Мазда СХ-9» и «Хонда-Пилот» могут противопоставить друг другу и признанному гранду «Мицубиси-Паджеро»? Ответ искал Михаил Гзовский. Фото: Александр Батыру.

«Все, засел!» – первая мысль, которая мелькнула, когда «Мицубиси-Паджеро» продавил талый снег и ухнул передними колесами в поперечную колею, а зад­ние принялись разбрасывать раскисшую глину. Ситуация смешная: я один на безлюдной просеке, рация и мобильный вне зоны действия, товарищи километрах в шести, вокруг лес. И тишина. А смешная потому, что сюжет развивался не где-то в тайге, а на одной из заброшенных дорожек Дмитровского полигона.
Как мы отвыкли от мало-мальски стрессовых ситуаций! Застрять в горах, не успев спуститься на последнем горнолыжном подъемнике, грести наперекор прибою в полукилометре от морского берега или, как я, оказаться всего-то в нескольких километрах от цивилизации в зимнем лесу – уже повод для волнений.
Но стресса не случилось – «Паджеро» разрулил ситуацию играючи. Трансмиссия Super Select в обычном режиме передает момент на задние колеса – именно так я в прямом смысле и сел в лужу. Первый шаг к свободе – заблокировать межосевой дифференциал. Не помогает? Тогда включаете пониженную. Если и теперь вылезти не удается, пускаете в бой последний аргумент, железный, – заднюю межколесную блокировку. В такой конфигурации «Паджеро» выбрался из протоптанной «Уралом» колеи в два захода, потратив на все про все полминуты и не испугавшись диагонального вывешивания. Навстречу коллегам несся по снежной грунтовке под сотню – довольно тряско, однако ни намека на пробой!
«Паджеро» с его огромными ходами подвесок, солидной стальной защитой моторного отсека, 220-миллиметровым дорожным просветом, углами въезда и съезда в 34 и 23º соответственно и, конечно, полноприводной трансмиссией – киногерой старой закалки, настоящий Шон Коннери! Не боится трюков, не привык во всем полагаться на электронику. Коннери, как и положено герою 1960-х, все делает по-настоящему, но порой наивно. Придется мириться и с «Паджеро». Мотор довольно шумен, и тембр его груб. Система стабилизации не отключается, и это правильно. Иначе предстоит бороться с ранним сносом и хвататься за нерегулируемый по вылету руль в ожидании крена, а там и отрыва разгруженного колеса от дороги.
Эргономических огрехов тоже хватает, я имею в виду прежде всего смещенные к дверям сиденья. Компоновщики слишком уж стремились избавить пассажира и водителя от чувства локтя. Садиться в машину что вперед, что назад тоже не слишком удобно: на неплохое, но довольно мягкое водительское сиденье придется карабкаться через пачкающий брюки порог; сзади тесновато для троих. Но разве это не скромная плата за вседорожную уверенность?

КВАНТ МИЛОСЕРДИЯ

Новый актер, играющий Бонда, всегда – восторг одних и разочарование других. Вот и последний Джеймс в исполнении Дэниела Крейга – настоящее испытание для поклонников сериала: блондин да еще и самый низкорослый из всех агентов 007… Слава богу, хоть англичанин!
«Мазда СХ-9» тоже необычна. Подобно последнему Бонду, рушит стерео­типы: самая крупная «Мазда» с тремя рядами сидений неожиданно оказывается официально шестиместной! Но это лишь начало. В машине сидишь невысоко и почти не ощущаешь пятиметровой длины, элегантный интерьер укрепляет в мысли: вы в легковом автомобиле. Поэтому, когда дело доходит до ездовых дисциплин, несколько инфантильное на фоне размера поведение воспринимается почти как должное.
Мотор охотно выходит на любимые 6250 об/мин, благо 6-ступенчатый автомат с готовностью кидается на ступень или две ниже, не всегда считаясь с вашим желанием. Задержки в кик-дауне есть, но небольшие. Можно переключиться в ручной режим, тогда отклики на педаль газа станут моментальными. Коробка же не перейдет на повышенную ступень – удобно, если требуется тормозить двигателем. Ну и наконец, податливый руль и мягкая педаль тормоза прямо-таки провоцируют пошустрить в потоке. Стоит быть начеку! Недостаток реактивного действия чреват тем, что однажды вы отклоните руль на недопустимый угол – и тут же услышите хруст системы стабилизации. Отключить ее, как и в «Мицубиси», нельзя.
Да, на асфальте СХ-9 ведет себя увереннее «Паджеро». Неудивительно, учитывая меньшую высоту и расположенный ниже центр тяжести. «Мазда» гораздо позже уходит в скольжение и не склонна крениться в повороте, однако подвески пересчитывают дорожную мелочь и не настолько непробиваемы. Не любит СХ-9 и экспериментов с быстрой ездой по волнам. Мост через речушку, выпятившийся горбом посреди полей, «Мицубиси» проскочил, едва шелохнув амортизаторами, «Мазда» же оторвала колеса от асфальта, выбрав ход подвески. Приземление тоже было жестким.
Вне дорог легковые настройки становятся еще большей обузой. Короткоходность – лишь первый звонок. Хуже, что трансмиссия лишена принудительных блокировок и явно не рассчитана на бездорожье. Вы можете лишь отключить противобуксовочную систему на скорости до 15 км/ч, чтобы попробовать выбраться из снежного плена (на свободу удастся вырваться только из не очень глубокого сугроба). При диагональном вывешивании, которое наступает быстро, придется звать на помощь старших.
Японский вседорожник для американского потребителя ХХI века противоречив, как последний Бонд.
По иронии судьбы в картине с добрым названием «Квант милосердия»
жестоких сцен едва ли не больше, чем в любой другой серии бондианы. А еще
Дэниел Крейг стал первым агентом 007, который не исполнял самостоятельно головокружительные трюки, передоверив черную работу каскадерам. Но, судя по кассовым сборам, зрителям это не очень важно!

ЗАВТРА НЕ УМРЕТ НИКОГДА

Внешне они непохожи. Красавчик Пирс Броснан элегантен и даже чуть слащав – не то что «Хонда-Пилот»!
Но, в отличие от агента 007, в задачи японской машины не входит покорение женских сердец, скорее уж мужских кошельков. А многие мужчины, как известно, ценят функциональность.
«Пилот» не балует мягким пластиком и вычурными обводами панели – в интерьере все подчинено технократическому стилю. Зато садиться в машину через широкую дверь одно удовольствие, да и сиденье понравилось больше, чем в прочих авто. Пока сзади с комфортом усаживаются трое, успеете освоиться за рулем. Увидев непривычно торчащий из консоли рычаг автомата, задаешься вопросом: почему так не делают в других машинах? Ведь это расположение намного удобнее, вдобавок между сиденьями высвобождается место для объемистого бокса. Руль небольшого диаметра оптимален в сечении, лунно-белые приборы не утомляют глаз и хороши в своей простоте.
Если не ставить машины рядом, кажется, что «Хонда» гораздо крупнее «Мазды». На деле вовсе не так. Пропорции «Пилота» довольно необычны: он не столь растянут в длину, зато выше и шире оппонентов. Гораздо шире у «Хонды» и колея, что помогает вседорожнику сохранять невозмутимость на высокой скорости. Ход «Пилота» тише, чем у «Мицубиси», и мягче, чем у «Мазды». Руль не столь мужественно тяжел, как у «Паджеро», но превосходит баранку СХ-9 по информативности. Сила отдачи в ответ на поворот штурвала меняется в зависимости от скорости и дает лучшее представление о том, на какой угол повернуты колеса.
«Хонда» сделала систему стабилизации отключаемой. Любители пустить машину веером будут довольны. Но те, кто привык полностью полагаться на электронику, должны знать: она не реагирует на снос передка и борется лишь с заносом задней оси.
Мотор оснащен системой VCM, выключающей при малых нагрузках три или даже четыре цилиндра из шести. Заметить момент выключения невозможно, а вот экономию топлива – вполне! По официальным данным, в городе «Пилот» потребляет на 1,5 и 2,1 л бензина меньше, чем «Мицубиси» и «Мазда» соответственно. Ручного переключения в коробке «Хонды» нет, лишь режимы 1 и 2, отсекающие повышенные передачи. Но работает автомат отменно – быстро, плавно и логично, так что субъективно именно «Хонда» выигрывает в разгоне с места.
На сладкое – проходимость. Трансмиссия «Пилота» – с электромагнитной муфтой и режимом VTM 4 Lock. Для его активации рычаг нужно перевести в положение 1 или 2 и нажать кнопку – теперь трансмиссия имитирует блокировку межосевого дифференциала. Конечно, «Пилоту» до «Паджеро», как самолету до Луны, но он проявляет гораздо большее упорство, нежели СХ-9. По крайней мере пытается побороть диагональное вывешивание, да и ход подвесок у «Хонды» больше.
Все же есть в них что-то общее! «Пилот» тоже надежен в сложных ситуациях, но не лезет на рожон, а добивается своего деликатно. Как известно, Пирс Броснан слывет самым интеллигентным из всех Бондов…

***

Фанаты бондианы никогда не придут к общему мнению, кто из семи актеров лучше. Кому-то по душе прямолинейный Коннери, другие обожают утонченность Броснана. Ну а третьи просто ждут новую серию. И каким бы эпатажным ни казался сегодня Крейг, он может оказаться зауряднее своего преемника. По слухам, на роль агента в бесконечном сериале уже пробуется… небезызвестный чернокожий рэпер из Америки.