Недавно в Интернете распространилась скрытно сделанная видеозапись планерки в ГАИ города Бердянска. Начальник выдавал инспекторам задание: каждый должен составить за смену столько-то протоколов – за превышение скорости, за создание опасности для пешеходов и т.п. На веб-форумах украинских автолюбителей поднялась волна возмущения. И руководство МВД, не задумываясь, приняло суровые меры: уволило незадачливого начальника и совсем уж невезучего вышестоящего.

А теперь давайте задумаемся, это порой полезно…
Главная задача дорожно-патруль-ной службы – обеспечивать безопасность движения. За этими истертыми словами – жизнь и смерть очень многих. Как бы вы решали эту задачу на месте уволенного? Сказали бы личному составу: «Вот вам, хлопцы, дислокация, работайте добросовестно»? Многие так бы и работали – главным образом, «на свой карман». План по протоколам, что ни говори, сильно мешает брать взятки. Другое дело, что этот план должен быть взят не с потолка, а обоснован с учетом статистики аварий на конкретных участках дорог и ряда других факторов. Есть у МВД научно-исследовательский центр безопасности движения – НИЦ БД, которому и карты в руки. Следовало бы поручить ему разработку соответствующей методики, а не увольнять «козлов отпущения».
Мне возразят: «А если все будут ездить без нарушений, – придется штрафовать невиновных, чтобы выполнить план?». Ну, помечтать о всеобщем уважении отечественных водителей к ПДД не вредно, но мы же реалисты.
А главное, при толковой методике «протокольные» планы напрямую зависели бы от статистики ДТП. Выше дисциплина людей за рулем – меньше аварий – ниже планы. Всё логично и справедливо.
Почему же бердянская видеозапись вызвала на форумах вместо размышлений бурю эмоций? Всем ведь понятно, что без планов за нарушение всё равно пришлось бы платить, только не в госбюджет, а лично инспектору. Причина, думаю, в том, что нас устраивает такой вариант – оно и дешевле, и быстрей. Давайте честно это признаем и не будем зазря грешить на планы по протоколам.