Разрядилась батарея? Вынимаем из кармана маленькую коробочку, цепляем «крокодилами» за клеммы и садимся за руль: вжик – завелся! Или все же не завелся? Правду от рекламы постарались отделить Михаил Колодочкин и Геннадий Емелькин.
Подобные устройства называют по-разному – booster, jump starter. Но мы сразу нарекли их пускачами. Разного рода коробочки для подзарядки сотовых телефонов или ноутбуков известны давно, но вот чтобы обещали заодно крутануть стартер, да не один раз, – это уже интересно!
Пускачи Carku и Parkcity отличаются друг от друга элементами оформления и комплектацией, но, по сути, сулят одно и то же. Подзарядку «айфонов» разных мастей, работу в качестве фонарика и прочие полезности мы приняли как должное и не проверяли всерьез, а вот готовность выдавать токи аж до 200 А (в пике – все 400 А!) решили подвергнуть испытанию. В том, что пижоны провалятся, особых сомнений не было: одни только тоненькие провода с зажимами-«крокодилами» обрекали затею на неудачу. Кстати, цена обоих устройств немалая – около 1000 грн.
За окном мороз
В 30-градусный мороз нам нужно было оживить промерзшие машины, простоявшие до этого несколько недель без движения. Взяли провода и заодно прихватили наши устройства. Для полноты впечатлений привлекли еще две машины, в том числе с мощным дизелем, – всего четыре авто. Штатные батареи в них специально разрядили в ноль – это когда даже лампочки не светятся. А потом подсоединили пускачи. Двигатели завелись с пол-оборота!
Маленький диаметр проводов при небольшой длине не помеха: сопротивление невелико. «Крокодилы» плохие, греются провода сильно, но устройства работают.
А что скажет наука?
В лаборатории тепло
Здесь мы испытали устройства по аналогии с экспертизами батарей – замерив вольты, секунды и амперы. Сначала хотели поработать при трех разных температурах, но в итоге ограничились двумя: +25 ºС и –15 ºС. До –30 ºС не добрались, потому что уже при –15º всё стало ясно.
В отличие от живого мотора, который может пуститься и за доли секунды, стандарты мыслят иными категориями: за 10 секунд разряда напряжение на клеммах не должно опуститься ниже 6 В. В итоге пускачам пришлось куда тяжелее, чем на живых машинах. Однако при положительной температуре они повели себя вполне достойно. Carku дотянул аж до 10 секунд – очень хорошо. Ведь пускач не основная батарея, а просто помощник, с него и спрос совершенно иной.
Попыток пуска делали две: при работе в подобных режимах изделия сильно нагреваются – третью они не выдержали бы. Ведь уже на второй у Carku выгорел зуб на «крокодиле». Производители, обещавшие десятки пусков, вовсе не рассчитывали на 10-секундные старания каждый раз. Максимальный ток достиг 214 А – это много.
При –15º пускачи дружно забастовали. Секунда-другая мучений – и всё… Впрочем, при последующих попытках начали оживать, причем Parkcity GP12 делал это охотнее. Отсюда мораль: от пускача, валявшегося в промерзшей насквозь машине, толку не будет. Устройство нужно согреть – хоть за пазухой.
Нам игрушки понравились. Удобно держать под рукой маленькую аварийную коробку – на всякий случай.
Внутри несколько литиево-ионных батарей, соединенных последовательно. Электроника по большей части прикладного характера – здесь и повышающий стабилизатор для питания ноутбуков, и моргающий фонарик, и что-то еще.
|
Carku, сделано в Китае |
---|---|
Размеры, мм128×73×24 Масса, кг0,3 Емкость аккумулятора, А·ч8 Продолжительность полного заряда, чдо 3 Пусковой (пиковый) ток, А200 (400) Диапазон рабочих температур, ºС–30…+60 |
|
Parkcity GP12, сделано в Китае |
---|
Размеры, мм177×76×29 Масса, кг0,43 Емкость аккумулятора, А·ч12 Продолжительность полного заряда, чдо 5 Пусковой (пиковый) ток, А200 (400) Диапазон рабочих температур, ºС–15…+60 |
Выдержки из протокола замеров пусковых устройств |
||
---|---|---|
Параметры |
Parkcity GP12 |
Carku |
Температура окружающей среды 25 ± 10 ºС |
||
Пусковой ток, А, две попытки |
172 и 196 |
176 и 214 |
Напряжение на клеммах, В, две попытки: на 1-й секунде на 5-й секунде на 10-й секунде |
9,02 и 9,18 6,08 и 5,96 – |
9,7 и 9,58 8,12 и 8,2 6,2 и 6,4 |
Температура окружающей среды –15 ± 2 ºС |
||
Время работы до напряжения 6,0 В, с, три попытки |
1; 1; 4 |
2; 1; 1 |
Пусковой ток, А, три попытки |
30; 60; 160 |
17; 24; 110 |
Напряжение при разряде на 1-й секунде, В, три попытки |
7,32–6,0; 7,22–6,0; 8,08–6,0 |
8,1–5,96; 7,84–5,96; 7,34–6,0 |