Сразу после разъезда со встречной машиной фары высветили спину пешехода, бредущего прямо по дороге…
Ситуация неприятная и, увы, нередкая. А если бы в помощниках у водителя была система ночного видения?
Кирилл Милешкин решил оценить возможности «третьего глаза» у автомобилей БМВ и «Мерседес-Бенц». Фото Александра Кульнева.

Казалось бы, задача у систем ночного видения одинаковая, значит, и схема ее исполнения у обоих производителей должна быть схожая. Ан нет. Различия начинаются на уровне принципа работы.
В фарах «Мерседес-Бенца» установлены отдельные секции с инфракрасными лампами. Их лучи невидимы для человеческого глаза и, следовательно, не слепят встречных водителей. За салонным зеркалом спрятана черно-белая видеокамера, она и передает подсвеченное инфракрасным излучением изображение дороги на экран. Но если навстречу пойдет другая машина с включенным светом, то на дисплее может образоваться засветка.
Компания БМВ применила технологию дальнего инфракрасного обнаружения. Обещанный предел – 300 м, то есть в два раза больше, чем у конкурента. Здесь взамен активной инфракрасной подсветки использован установленный в бампере тепловизор, фиксирующий тепловое излучение объектов (люди, животные, нагретые части машин). Такой системе не страшна засветка, она видит «цель» сквозь естественные неплотные препятствия (например, кусты) и умеет масштабировать изображение на дисплее в зависимости от скорости движения.

ОЦЕНИМ В ДВИЖЕНИИ

В начинающихся сумерках в ветровое стекло S-класса можно вовсе не смотреть: изображение с системы «найт вью ассист» (Night View Assist) четкое и детализированное. Наступление темноты заставляет вернуть взгляд на дорогу: картинка на панели сереет и становится уже не столь информативной. Если сравнивать изображение на экранах БМВ и «Мерседеса»… Все равно что простенькая графика игровой приставки «Сега» и проработанная детальная у «Плей Стейшн 3».
В S-классе картинка с камеры транслируется на приборный щиток, прямо по центру, занимая место огромного электронного спидометра. Поэто­­му при активации ночного видения контролировать скорость приходится по маленькой горизонтальной шкале внизу экрана – неудобно, беглым взглядом не зацепишься. Одновременно картинка с камеры совмещается с некоторыми сигнальными пиктограммами (режим работы коробки передач, указатели поворота), что делает их на светлой картинке практически невидимыми и лишает возможности пользоваться маршрутным компьютером. Резюме: на первый взгляд, удобно, но на практике выясняется, что реализация не самая удачная.
БМВ выводит изображение еще дальше от глаз – на монитор, расположенный в верхней части центральной консоли. Однако каждый появляющийся на бледной картинке пешеход выделяется ярким белым пятном, шансов увидеть его краем глаза у водителя больше. Вот вам и далеко отнесенный экран, и посредственная графика. К тому же в «шестерке» можно включить проецируемое на ветровое стекло предупреждение о людях, появляющихся в секторе обзора, – этой функции у S-класса нет. Инструкция обещает, что тревожный треугольник вспыхнет на стекле рядом с показаниями скорости и навигации, призывая посмотреть на основной дисплей. На практике этого не случилось, сколько раз ни пробовали. Что же, спишем на дефект конкретной машины. Но и без этой подсказки пользоваться системой в БМВ удобнее, поэтому и оценку она получает чуть выше, чем мерседесовская.

ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Проверим «кругозор» камер. В полусотне метров от машины «Мерседес-Бенц» выхватывает из темноты сектор шириной 20 м, БМВ добавляет по метру с каждой стороны. Разница ничтожная, сойдемся на ничьей.
Переходим к опытам на людях – именно их тепловые образы должны вылавливать из темноты системы ночного видения в первую очередь. Коллега отправляется на границу ближнего света и встает на обочине. В свете ксеноновых фар S-класса пешеход заметен, но однозначно и быстро идентифицировать, что это человек, на расстоянии 80 м сложно. А система ночного видения четко обозначает теплокровного участника дорожного движения. Увеличиваем дистанцию до 150 м, включаем дальний. Теперь электронный глаз улавливает пешехода значительно слабее, но еще хуже видит его тот, кто за рулем. Однако преимущество системы ночного видения перед человеческим зрением в этом случае слишком ничтожно, чтобы доверять исключительно экрану, не сверяясь с реальностью за ветровым стеклом. Тем более что и дальнобойность у «найт вью ассиста» не выходит за границы дальнего света фар.
Теперь очередь БМВ. Человек скрывается в темноте на расстоянии 70 м, но его белый силуэт прекрасно виден на мониторе. Увеличим дальность вдвое. На 140 м фигурка, обозначающая человека на дороге, выглядела на экране так же четко и ярко, лишь ее размер стал меньше. Увеличиваем расстояние еще и еще… Окончательно человечек пропал с экрана далеко за границей дальнего света, на расстоянии 320 м. Впечатляет! Если при ближнем свете у систем был паритет, то при проверке на большей дистанции БМВ не оставляет шансов «Мерседесу».
А как реагируют эти системы на неодушевленные предметы, например припаркованные автомобили? После выключения двигателя многие его детали еще долго излучают тепло, поэтому теоретически в такой ситуации электронный ассистент может помочь. На практике баварская система учуяла опасность за 230 м. «Мерседес-Бенц» же лишь выхватил искрящиеся в свете фар катафоты стоящей впереди машины. А если, допустим, светоотражателей нет или они заляпаны грязью? Здесь мерседесовская система сдалась сразу, не увидев впереди ничего.
Еще одно подтверждение того, что за пределами света собственных фар S-класс бессилен и с системой ночного видения.
Самое интересное испытание оставили напоследок. Баварцы заявляют, что их система замечает людей и животных, скрытых кустарником на обочине. Согревшийся коллега отправляется в придорожный овраг, а мы включаем прибор и подъезжаем к месту засады. Надо же, не обманули! Верхняя часть тела отчетливо видна на экране, при этом ни в ближнем, ни в дальнем свете человека абсолютно не видно: густая придорожная растительность служит ему надежной маскировкой. Попробуем «Мерседес-Бенц» – как и ожидали, безрезультатно.

ПОДСЧИТАЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Ночное видение пока остается игрушкой премиум-класса. «Мерседес-Бенц» просит за эту опцию $3–3,5 тысяч, в зависимости от модели, БМВ – на полтысячи больше. Впрочем, это 2–3% стоимости машины – эквивалентно доплате за металлик. Относительно стоимости нового автомобиля недорого, но есть ли смысл? В отношении S-класса скажем «нет»: возможности его «ночного глаза» достаточно скромны. Способности системы БМВ заметно выше. Кстати, в Мюнхене сейчас работают над новым поколением проектора, который позволит накладывать виртуальную картинку на то, что видит водитель через стекло. Но пока и баварский «найт вижн» оставим в списке опций далеко не первой необходимости.