Говорят, пикапы – излюбленный транспорт американцев. Но в ЮАР к ним тянутся не меньше, причем к машинам местной сборки. Среди них нашелся транспорт и для футболистов на чемпионате мира.

Лет шестьдесят назад под таким заголовком вышла книга чешских автопутешественников Ганзелки и Зикмунда, приоткрывшая многим глаза на далекий и неведомый Черный континент. Но не всем: и сегодня при словах «Южная Африка» возникают ассоциации прежде всего с апартеидом, Нельсоном Манделой, слонами и носорогами, но никак не с автомобилями. А напрасно: местный, юаровский автопром не только дает работу 36 тысячам жителей, но и вносит 7,5% в валовой внутренний продукт страны!
Более того, автомобилизация ЮАР началась в совсем уж доисторическом 1896 году, когда сюда привезли первую самобеглую коляску «Бенц-Вело». С тех пор много воды утекло в Атлантику через Оранжевую реку – в стране появились заводы «Форда», «Дженерал моторс», «Мерседес-Бенца», «Тойоты», «Фольксвагена», «Исудзу»… Вместе с импортом они обеспечивают местному авторынку продажи в объеме около полумиллиона штук в год. Но и за рубежом не гнушаются автомобилями «черной» сборки. Таких рынков аж семьдесят, и среди них, представьте себе, Япония, Великобритания и США! Сюда уходит ни много ни мало – почти 200 тысяч авто.
Ладно, собирать автомобили из комплектов научились уже многие. Но что скажете о 350 производителях компонентов, построивших здесь свои фабрики, которые приносят еще 2% в корзину ВВП страны? Кстати, нейтрализаторы, двигатели, глушители, радиаторы, ауди­о-­­­
системы местного производства можно обнаружить в автомобилях, собранных в Германии, Испании, Франции, Англии и США. Более того, в ЮАР разработали и свои, африканские ноу-хау в области производства самоблокирующихся дифференциалов, сварки алюминиевых радиаторов, устойчивых к работе в жарком климате и пыльной атмосфере.
Местная жара и пыль сделали ЮАР излюбленным местом для тестов перспективных автомобилей. Например, «Смарт» и «Мерседес-Бенц» С-класса намотали здесь немало миль, еще будучи закамуфлированными от вездесущих промышленных шпионов.

ВСЕХ ДОВЕЗЕМ!

В начале апреля в Гамбурге стартовал пробег Road to South Africa протяженностью 24 000 км c финишем в Йоханнес­бурге как раз 11 июня – в день открытия чемпионата. На маршрут, проходящий через 17 африканских стран, вышли четыре новеньких «КИА-Соренто». Выбор марки не случаен: именно «КИА моторс» с 2005 года стала одним из шести главных спонсоров ФИФА и официальным партнером чемпионатов 2010 и 2014 годов.
Есть у чемпионата и другие спонсоры. Футболистов будут перевозить 460 новеньких автобусов «Мерседес-Бенц O 500 RSD», собранных здесь же, на заводе в Ист-Лондоне. Шасси для них поставляет другая футбольная держава – Бразилия.

СО СКРУПУЛЕЗНОСТЬЮ МАСЛОВАРОВ

Еще один спонсор мирового первенства – фирма Castrol. Но не только финансовые интересы связывают «масляную компанию № 1» с чемпионатом по «игре № 1». В Castrol разработали компьютерную программу Castrol-Index, которая скрупулезно отслеживает действия всех команд и игроков пяти ведущих национальных европейских лиг на протяжении года. По результатам обсчета данных формируется, как утверждают специалисты, наиболее объективный рейтинг футболистов и целых команд. Эта система может стать альтернативой опросам журналистов и функционеров футбола, по итогам которых на протяжении многих лет определяли лучших. Так, согласно табели о рангах Castrol, лучшим нападающим по итогам прошедшего сезона стал Лионель Месси, полузащитником – Криштиану Роналду, защитником – Херард Пике, а вратарем – Эдвин ван дер Сар. Все признают, что это справедливая расстановка сил.
Кто победит в южноафриканском чемпионате? Castrol-Index отдает предпочтение Бразилии, на втором месте видит Испанию, на третьем – Англию. А что же гостеприимные хозяева? У них вероятность добиться успеха составляет лишь 0,3%.

{14}

{15}