Изучив 36 тысяч аварий, «Вольво» представила журналистам кроссовер ХС60, оснащенный новыми системами пассивной безопасности. Их эффективность опробовал Вячеслав Субботин.

На малой скорости, до 30 км/ч, происходит 75% аварий. Самая распространенная из них – наезд сзади в плотном городском потоке. Система City Safety (безопасность в городе) сама определит опасное препятствие и, если водитель вовремя не отреагирует, самостоятельно остановит авто. Есть, правда, некоторые ограничения: система надежно работает в ясный день (или ночь) и при скорости не более 30 км/ч.
«Держи 25 км/ч и не снимай ногу с педали газа до самой остановки», – посоветовал инструктор, когда я уже направил машину в припаркованный автомобиль.
Эксперимент щекочет нервы, хотя и препятствие бутафорское (надув-
ной макет), и рядом невозмутимый швед – гарант надежности CS. До «воздушного шарика» осталось несколько метров, и машина, интенсивно затормозив, остановилась в полуметре от резинового задка. Я не повис на ремнях, ABS не стрекотала, все очень корректно. Мне, пожалуй, так мягко сделать это не удалось бы – наверняка тормозил бы резче и пытался уйти в сторону. А там вполне мог кто-то ехать.
А если я настойчиво, уже после остановки машины, продолжу давить педаль газа? Провокация удалась: ровно через секунду ХС60 вновь взял разгон и протаранил макет. Конструкторы заверили – этой секунды достаточно, чтобы убрать ногу с газа и перенести на тормоз. К тому же большая задержка просто опасна – коллега сзади тоже может «задремать», но, в отличие от ситуации эксперимента, перед ним будет не надув-
ной, а вполне железный экземпляр.
Но одно дело полигон, другое – реальная дорога. Интересно, там ХС60 будет столь же умен? Проверяю страховку – серьезная, покроет любой ущерб, значит, можно опробовать новинку в боевых условиях.
Коллега-журналист в ХС60 уже остановился на перекрестке. Скорость моего «Вольво» примерно 20 км/ч. Не торможу, а лишь плотнее прижимаюсь к подголовнику. Если выстрелит подушка, может, хоть очки уцелеют. Намеренно таранить настоящую машину – это вам не надувную куклу! Нервишки-то трепещут! Перевожу взгляд на щиток приборов – пусть электроника сама думает, сколько там осталось до удара. Секунда, другая… и все как на полигоне, остановка в полуметре.
После такого эксперимента и все остальное в автомобиле начинаешь оценивать с точки зрения безопасности. К примеру, изменяемое усилие на руле. Его, как и другие опции, настраивают через экранное меню. Мне по вкусу среднее или даже наибольшее усилие – оно держит водителя в тонусе, сокращая время реакции. Довольно тяжелый (почти 2 тонны) большой автомобиль четко следует за рулем – заслуга отличной подвески. Ее настройки, на мой взгляд, оптимальны и для ровного асфальта, и для умеренно разбитой дороги.
Отлично работает система помощи при парковке – видит даже небольшой бордюр или быстрого пешехода.
Динамика машины впечатляет. Разгон до сотни с дизельным двигателем (185 л. с.) – за 9,5 с, а с бензиновым (285 л.с.) – всего за 7,5 с. С точки зрения безопасности это очень правильно – обгоны проходят быстро, вероятность не успеть минимальная. Если, конечно, не переоценивать своего мастерства. Понятно, что экономии топлива на таких режимах ждать не стоит, но, если двигаться размеренно, можно уложиться и в 12 л бензина на сотню. Во всяком случае, так говорит бортовой компьютер. Моторы современные и экологии почти не вредят.
И все же главная забота «Вольво» – водитель и пассажиры. ХС60 пришлось доказывать это в реальных условиях. Наша команда на двух машинах после теста возвращалась в аэропорт. Экипаж-лидер, как порой бывает, заплутал, занервничал и на перекрестке с круговым движением поехал прямо. Когда сообразили, резко рванули машину влево, но, к сожалению, никакая система безопасности не заменит голову! ХС60 упруго качнулся и без сноса, резко и четко пошел в поворот. Но не успел. Удар, хлопок – и «Вольво» отскакивает от правого высокого бордюра к левому. К счастью, в ХС60 все сработало как надо: раскрылись подушки, шторки безопасности по правому борту. У экипажа нет ни царапины! Лишь пассажир признался, что все же получил шторкой по правой руке – локоть лежал в проеме открытого окна.
От удара лопнул рычаг подвески – без эвакуатора не уедешь. Жаль, что в нашем «Вольво» кнопка SOS не была активирована, иначе служба спасения Volvo on Call узнала бы об аварии еще до остановки машины у бордюра. Однако выход нашелся быстро. По навигатору определили координаты и сообщили их аварийным комиссарам «Вольво». Те прибыли уже через 15 минут.
Снимок разбитой машины «на память», короткое интервью с потерпевшими, машину на платформу – и мы мчимся в аэропорт. Испытатели, уняв дрожь в коленках, рассказывали по дороге, что особого дискомфорта в аварии даже не ощутили. Показалось, что лишь колесо пробили.
А со стороны все смотрелось куда жестче. Удалось инженерам «Вольво» не только вовремя надуть подушки, но и психику участников не травмировать. Полагаю, что эту 36 001-ю аварию специалисты «Вольво» тоже занесут в протоколы, изучат и определят журналистский вклад в дело повышения безопасности машин знаменитой марки.