Амортизаторы компании «Каяба», ныне KYB, у нас впервые появились лет сорок назад: представьте себе, японскими стойками с завода комплектовалась часть ранних «копеек» ВАЗ-2101. Что и как выпускает KYB в наши дни, узнал Ярослав Московка, побывав на европейских предприятиях концерна. Фото автора и KYB.

Sic parvis magna – великое начинается с малого. Древнеримская пословица (ставшая, кстати, девизом сэра Френсиса Дрейка) метко описывает историю KYB. Все затеялось с маленькой лаборатории-мастерской по производству гидравлических механизмов, которую в 1919 году открыл в одном из японских городков талантливый инженер Широ Каяба. В эпоху бурной технической революции, освоения человеком неба и ожесточенного вооружения это дело оказалось очень востребованным. Уже через пятнадцать лет вовсю заработал завод, снабжавший авиастроителей (в основном – военных) элементами шасси и гидравликой. Итоги Второй мировой принудили Японию свернуть все программы оборонки, но находчивый Каяба не растерялся, отыскав новое применение своим талантам и фирме. В стране семимильными шагами стала развиваться автомобильная промышленность, да и оставшейся после войны американской автотехнике нужны были запчасти. Поэтому в 1947 году завод Каябы успешно освоил амортизаторы для автомобилей.
К началу 70-х компания построила крупный завод амортизаторов под городом Гифу, а ее продукция стала известна на всех континентах. «Каябе» удалось не только просочиться на взыскательные рынки Европы и США, но даже пробить железный занавес СССР. В 1978 году фирма открыла европейский инженерный офис в Дюссельдорфе, а еще через четыре года построила завод под испанской Памплоной. Тогда же фирменные производства стартовали в Индонезии, Малайзии и даже США – так «Каяба» стала международным концерном.

МИРНАЯ ЭКСПАНСИЯ ВОСТОКА

Сейчас у компании, с 2005 года сменившей имя на более эффектную аббревиатуру KYB, пятнадцать заводов и четыре научных центра в Азии, Европе, Северной и Южной Америках. Ежегодный торговый оборот KYB – более $4 млрд, однако амортизаторы – лишь вершина айсберга. В ряду прочей продукции – самое разное гидравлическое оборудование: от насосов усилителей руля до мощных манипуляторов строительной техники. Не забыты и истоки: KYB по-прежнему выпускает стойки шасси и элементы гидросистем для небесных лайнеров, а также приводы для авиатренажеров. Работа на авиацию – гордость для компании: ведь это подчеркивает особо ответственное отношение к качеству всего, что она производит.
Что же до амортизаторов, то KYB – один из трех крупнейших мировых изготовителей этих деталей и основной поставщик автозаводов. Три четверти почти 80-миллионного ежегодного выпуска стоек и амортизаторов расходятся на сборочные конвейеры и в дилерские сети ведущих автопроизводителей: основные заказчики компании – «Тойота», альянс «Рено-Ниссан» и «Сузуки». Благодаря тому, что сейчас у KYB в Европе инженерный центр и три крупных завода (в Чехии и два в Испании), с компанией тесно работают БМВ, «Ауди» и альянс PSA. Так, например, для «Ситроена-С5» совместно с KYB была разработана гидропневматическая подвеска, а для «Ауди-RS5» и «Пежо-3008» – системы динамического управления креном. Заметим, KYB – единственная компания в мире, которая их выпускает.
Кстати, при том, что у KYB есть заводы в Южной Америке и Китае, производства амортизаторов распределены не по дешевизне рабочей силы, а по близости к автопроизводителю – по соображениям простоты логистики и обратной связи с клиентом. Кроме того, и на конвейер, и для фирменных сервисов, и на вольный рынок запчастей все стойки и амортизаторы изготавливают на одних и тех же линиях с одинаковыми стандартами качества. Это означает, что деталь, купленная как запчасть, ни по надежности, ни по настройкам не отличается от той, что стоит на машине с завода, – вся разница лишь в маркировке.

ТАК РОЖДАЮТСЯ АМОРТИЗАТОРЫ

Главный европейский завод KYB расположился в тепленьком местечке – рядом с центром испанской провинции Наварра городом Памплона, – там, где в июле устраивают знаменитую феерию с прогоном по улицам быков. Важная часть этого предприятия – участок опытного производства, где изготавливают и испытывают новые модели амортизаторов. Могли бы вы себе представить, что от первых чертежей до пуска амортизатора в серию проходит не меньше трех лет, – почти как с целым автомобилем? Все дело в особой важности этого узла и ответственности, возлагаемой на его характеристики.
Опытное производство – почти как основное, только в миниатюре. Образцы – в том числе отдельные элементы амортизаторов – постоянно отправляются на контроль к заказчику и проходят жесткие испытания в здешней лаборатории KYB. На самых невероятных машинах здесь проверяют все качества новых изделий – от прочности краски и сварных швов до ресурса штоков и клапанов. Например, тому амортизатору, что на фото, в стальных руках автомата надо с честью выдержать миллион циклов сжатия (примерно 150 тыс. км пробега) под разными нагрузками и в разных температурных условиях.
И только после столь тщательного доведения до ума продукт отправляется в путь к потребителю. Производство почти полностью автоматизировано – при том, что предприятие выпускает почти 11,5 млн амортизаторов и стоек в год, здесь работает всего 660 сотрудников, включая руководство (японское, разумеется). Людям, помимо загрузки заготовок и упаковки, доверили самое важное в процессе – контроль качества. Поскольку он построен на японских канонах, можно даже не уточнять, насколько он бдителен. К примеру, газовые амортизаторы проходят двухкратный тест на герметичность: после заполнения и после окраски корпуса.

ЧИСТОТА – ЗАЛОГ УСПЕХА

Особая гордость европейского отделения KYB – новый завод в Лос-Аркосе, построенный два года назад в той же Наварре буквально посреди чистого поля. Здесь выпускают самые высокотехнологичные продукты: амортизаторы для нынешних «пятерок» БМВ и уже упомянутые системы подвесок «Ауди», «Пежо» и «Ситроена». Хотя, оказавшись в производственном корпусе, вы и не подумаете, что здесь делают автозапчасти: кругом полное отсутствие пыли, шума, запахов. О сверкающей чистоте – невероятная забота: привезенные от смежников компоненты проходят специальную очистку и перегружаются во внутризаводскую тару, причем клапаны сжатия хранят в герметичных стеклянных шкафах при тщательном контроле температуры. Рядом с линией покраски невозможно уловить ни флюида «ароматов» порошковых эмалей. Полностью стерильный участок сборки амортизаторов БМВ: это отдельное закрытое и герметизированное помещение, куда входят, как в операционную, – в чистом белом халате и шапочке на волосах.
Автоматизация на этом заводе также впечатляет: при нынешнем объеме производства в 1,2 млн амортизаторов на заводе заняты 82 сотрудника, и то один из них – на полставки. Это позволяет достичь не только значительных объемов производства, но и совершенства продукции, сведя к минимуму человеческий фактор. Так KYB в хорошем смысле спускается с небес на землю, воплощая стандарты качества и технологии из авиации в своих изделиях для тех, кто рассекает земные просторы по гладким (и не очень) дорогам.

KYB в цифрах

65 лет опыта производства
автомобильных амортизаторов
20% – доля на мировом рынке
амортизаторов
>100 стран – рынок продукции KYB
51% – доля амортизаторов в ассортименте гидравлики
15 заводов в Азии, Европе и Америке
>10 000 чел. – общий штат всех предприятий и отделений
78 400 000 шт. – суммарный объем производства амортизаторов
16 500 000 шт. – мощности трех европейских заводов
>$4 000 000 000 – среднегодовой товарный оборот компании

Материал подготовлен при содействии компании KYB