Самая спортивная модель в семействе Ceed примерила редчайший кузов шутинг-брейк. Забавно, что разница в цене с универсалом – всего несколько сотен. Автор: Николай Захаренков. Фото: автора и Kia.
Шутинг-брейк в бюджетной семье… Почему они сделали это? Наверное, успех действительно кружит голову, а семья Сидов весьма обласкана Фортуной: 1,3 миллиона машин уже нашли своих владельцев. Так что новый ProCeed выглядит именно как головокруженье по данному поводу. Но такое, от которого не хочется спасаться таблеткой.
Страсть по расчету
Эту действительно яркую штучку придумали не ветреные лирики, а суровые прозаики. Никаких бабочек в животе, только суровая рыночная цифирь. Исследования Kia неожиданно показали, что сегодня в европейском сегменте С2 все не то, чем кажется.
Если вынести за скобки кроссоверы, окажется, что в среднем классе чуть ли не самым надежным для вдумчивых инвестиций кузовом является… универсал. Спрос на седаны уже отравлен тенденцией к снижению, на хэтчбэки – тоже. Они, хоть все еще обеспечивают сегменту 69% продаж, очень быстро теряют клиентуру, а купе и кабриолеты не сильно-то вылезают за рамки статистической погрешности – их выбирают всего 5-6% покупателей.
И только вагоны уверенно обещают держать свои относительно скромные, но стабильные 18% в ближайшие пять лет. Но тут другая проблема: 44% покупателей самого практичного кузова накрепко прикипают к марке и модели, и в исследованиях Kia попадают в графу «always buy the same», то есть всегда покупают одно и то же. Это Форт Нокс консерватизма, и кавалерийской атакой его не возьмешь. Обычным универсалом чужой для них марки этих людей не пронять. Значит, нужен универсал необычный.
Шутки с брейком
Сделайте красивый шутинг-брейк – и к вам потянутся. Звучит самоуверенно, но статистика упряма: только 11% покупателей автомобилей в этом кузове обращают внимание на оснащение, лишь 9% – на надежность. А 47% готовы платить за красоту.
Так впервые в своей истории хэтч Pro Cee’d стал шутинг-брейком ProСeed, а иное написание имени лишь закрепило статус абсолютной новизны кузова. Хотя первые шутинг-брейки появились еще в начале прошлого века, серьезной популярности они не обрели. Из нынешних конкурентов на ум приходит прежде всего Mercedes CLA и… пожалуй, все. Популярное сравнение с Porsche Panamera, строго говоря, не корректно.
Компания уже готова к схватке с Мерседесом? Люди из Kia начинают светиться изнутри, когда им задают этот вопрос, но берут себя в руки и отрицательно качают головой. Только вот презентация, которую они показывают журналистам, говорит об обратном.
Да, ProСeed на 35 мм короче CLA, колесная база на 49 мм меньше, чем у него. Зато наш герой на 23 мм шире, и задний свес у него на 54 мм длиннее. И по простору салона ProCeed, исходя из замеров Kia, легко кладет «мерс» на обе лопатки: тот, бедолага, выигрывает лишь в пространстве над головой передних седоков. Не знаю, что ответили бы на сей счет люди из Мерседеса, вооружись и они рулеткой, но это неважно. Мы же помним статистику: практичность тут не главное. Главное – хвост. А хвост у ProCeed cногсшибательный.
На окне возле задней стойки отливает хромом акулий плавник, стильные вытянутые фары соединены светодиодной полоской (отсюда, видимо, ассоциации с Porsche Panamera), а из-под спойлера на вас пялится треугольный глаз почти гоночного стоп-сигнала. Даже не верится, что сей чудный кузов – производная от универсала Kia Ceed SW, а это именно так. Они и выпускаются вместе на конвейере в словацкой Жилине. Кстати, по объему багажника (594 л) Proceed уступает универсалу лишь 31 л. Кто бы сомневался, что Mercedes CLA и тут проиграл, обоим и вчистую – он предложит лишь 495 л.
Как только подойдешь к носу Proceed, часть его магии исчезает. Личико вполне типичное для семейства Ceed, а бампер другого вида картину меняет непринципиально. Но ведь всегда можно вернуться от носа к хвосту, правда? И для этого нужно пройти всего 4 м 60 см и 5 мм. А по дороге попытаемся заметить отличия ProCeed GT от ProCeed GT Line, поскольку это, оказывается, два сильно разных автомобиля.
Два в одном
Хотя дизайнеры Kia сделали все, чтобы нивелировать внешнюю разницу. У GT и GT Line чуть разнится оформление воздухозаборников, радиаторной решетки (в случае GT ее ячейки обозначены крошечным шильдиком и подкрашены красным), порогов и колесных дисков (у GT они подчеркнуты изящными вкраплениями того же красного). Если присмотреться, можно обнаружить легкие отличия в оформлении заднего бампера.
В салоне различить обе версии еще сложнее. Придется щурить глаза на цвет строчки и крошечный шильдик в нижней части руля – D-образного, чуть подрезанного снизу. В общем, оформительская грань неуловимо тонка. Ровно настолько, чтобы покупатель ProCeed GT Line не счел свою версию недостаточно красивой, а владелец GT при желании мог легко нащупать взглядом декор, за который он доплатил. Хотя на самом деле доплачивает он не за шашечки, а за ехать: обе версии отличаются моторами, шинами и настройками.
Каждому свое
Kia ProCeed GT, и только он, получает 1,6-литровый бензиновый турбомотор мощностью 204 л.с. Покупателю ProCeed GT-Line такой движок недоступен, но зато есть выбор аж из трех моторов послабее. Предложена пара бензиновых, объемом 1 л (120 л.с.) и 1,4 л (140 л.с.), и 1,6-литровый дизель на 136 лошадей.
Рискну предсказать выбор большинства: 1,4 л. Действительно хороший вариант для тех, кто не намерен изображать на ProCeed гонщика. Мощности здесь пусть без запаса, но и дефицита нет. Особенно понравилась кривая максимального крутящего момента: 242 Нм доступны с 1500 до 3200 об/мин. То есть во всем том диапазоне, которым реально пользуешься в городе каждый день.
Дизель не факт, что до нас доедет, а покупать такую красоту, как ProCeed, с тремя цилиндрами и на ручке (литровый двигатель комплектуется исключительно 6-ступенчатой механикой) – моветон. Ведь все остальные моторы предлагают выбор между 6-ступенчатой МКПП и роботом DCT на 7 ступеней.
Пожалуй, вдумчивый житель современного мегаполиса всерьез не увлечется механикой. Тем более, что DCT не дает повода для претензий – по крайней мере, в паре с тем же 1,4-литровым двигателем. Дуэт робота и 1,6-литрового мотора выглядит чуть менее слаженным: кажется, что выбор между третьей и четвертой передачей подчас не очевиден. Хотя утверждать не буду: с ProCeed GT Line и GT я знакомился в совершенно разных условиях. С первым – на дорогах общего пользования, со вторым – на треке.
Автограф Бирманна
Скажу без преувеличения, едет ProCeed GT классно. Можно сказать, на уровне немецких хот-хэтчей. В нем вообще много немецкого – GT, в отличии от GT Line, настраивала команда Альберта Бирманна. Все ведь уже знают, кто такой Альберт Бирманн? Да, это именно он много лет делал «эмки» BMW такими, как мы их любим. После перехода к корейцам этот заслуженный дядька, кажется, стал только популярнее. Все теперь пишут: это же сделал Альбрет Бирманн, понимаете? Который из М, помните? Все, и я тоже.
Потому что мне нравится, как он это сделал. У этой быстрой машины нет для вас никаких «нежданчиков», она едет как по писанному. Чуть соскользнет передней осью при переборе газа, слегка крутнет симпатичной кормой при его сбросе. А заводит ProCeed GT своей стойкостю в повороте. До конца непонятно, заслуга ли это Бирманна, или 18-дюймовых шин Michelin Pilot Sport 4, или Бирманна, повелевшего установить сюда именно Michelin Pilot Sport 4… Но на дуге GT-шка стоит потрясающе. Мне кажется, даже чуть надежнее, чем хэтч Ceed GT. В общем, в повороте ProCeed GT может быть возбуждающе быстрым. Да и на прямой тоже: 7,5 секунд до сотни.
Один из фирменных приемчиков бывшего баварского кудесника – умение находить идеальный баланс жесткости между передней и задней подвеской, а при возможности еще и умело играть им. Здесь ему играть было не с чем: амортизаторы ProCeed GT, в отличие от Стингера, не имеют электронной регулировки. Поэтому Бирманн просто нашел баланс, сделав передние пружины жестче на 13%, а задние – на 44%. И задний стабилизатор чуть подтянулся.
И вот, эти чудные шины (а какими ж им, быть, если их одобрил сами знаете, кто?) молчат до последнего, а когда наконец запоют, вы уже начинаете ехать боком. Кажется, только тогда в игру и вступает система ESC с характерно высоким порогом срабатывания. Не спешит душить мотор, старается вернуть автомобиль на курс выборочным подтормаживанием колес. Пожалуй, за все шесть кругов по треку не припомню моментов, когда педаль газа превращалась бы в кисель.
Подвеска ProCeed GT Line по сравнению с обычным пятидверным Сидом модернизирована лишь настолько, чтобы компенсировать возросшую длину и чуть смещенный назад центр тяжести. Поэтому все колдовство свелось к перенаcтройке задней подвески: стабилизатор здесь на 3% жестче, задние пружины – на 22%. При этом и GT, и GT-Line оба присели на полсантиметра: клиренс у них одинаков и составляет 135 мм.
Знает себе цену
Но главной силой Kia ProCeed будет его красота, и это скажется на прайсе. Уже сказалось: в Европе шутинг-брейк стоит на 2 тыс. евро больше, чем богато укомплектованный хэтчбек Ceed, и примерно на 700 евро дороже универсала.
Разумеется, комплектация ProCeed умеет быть богатой. Двухзонный климат-контроль, подогрев всех сидений и вентиляция передних, обогреваемое переднее стекло и беспроводная зарядка для смартфона. Автомобиль готов держать себя в пределах полосы, заметно подруливая при необходимости, и балует круиз-контролем, адаптивным и адекватным. Под его управлением ProCeed уверенно замедляется вплоть до полной остановки и затем сам трогается с места. Не будет лишним в городе и контроль слепых зон, а также система, предупреждающая столкновение с автомобилями, велосипедистами и пешеходами.
Список оснащения для нашего рынка и цены станут известны, скорее всего, во второй половине этого года. Тогда же можно начинать ждать этот автомобиль на украинских дорогах. Даже нужно: им пока очень не хватает красоты.