Трудно поверить в то, что Nissan Qashqai продается на рынке уже более 10 лет.
Модель дебютировала на рынке в начале 2007 года, как первооткрыватель нового рыночного сегмента – городских кроссоверов. И на сегодня Qashqai остается бестселлером данного сегмента в Европе.
Начало проекта
Когда в 1999 году был создан Альянс Renault-Nissan, операционный директор (ныне президент и старший исполнительный директор) Карлос Гон дал четкие указания по дальнейшему развитию японского бренда – европейская линейка продуктов Nissan нуждалась в трансформации. Перед командами компании, ответственными за планирование, дизайн, конструирование и производство автомобилей, была поставлена задача: начать с «чистого листа».
В 2002 году, росла популярность SUV (внедорожных автомобилей). Несмотря на это, в сознании людей все еще существовали серьезные барьеры, которые мешали многим консервативным покупателям хэтчбеков и седанов сделать свой выбор в пользу покупки и владения SUV. Исследования потребительского опыта, проведенные Nissan, показали, что SUV считаются слишком большими для повседневной эксплуатации и отличаются плохой манёвренностью в городских условиях. Кроме того, людям не нравилась низкая топливная экономичность и «безликий» интерьер внедорожников.
«Мы пришли к идее создать автомобиль вроде мини-Murano, который, как мы верили, сумеет сломать барьеры, мешающие людям приобретать модели сегмента SUV. Этот автомобиль необходимо было разработать и позиционировать таким образом, чтобы бросить вызов привычным сегментам «массовых» хэтчбеков и седанов на рынке Европы», – комментирует работу над проектом Питер Браун.
Затем наступил период исследований, сфокусированных, в первую очередь, на оценке целесообразности создания автомобиля, который бы стал «младшим братом» популярного Nissan X-Trail. Такой автомобиль должен обладать привлекательностью, практичностью и универсальностью SUV в сочетании с размерами, динамичностью и экономичностью семейного хэтчбека. C целью сосредоточить мышление всех участников на этих качествах, для нового продукта было придумано название «городской кочевник».
Перед командами дизайнеров Nissan со всего мира была поставлена задача: создать экстерьер и интерьер нового автомобиля. Европейское отделение дизайна Nissan (NDE) выдвинуло два предложения и несмотря на то, что они не стали окончательными версиями Nissan Qashqai, один из предложенных вариантов выступил в роли концепт-кара Qashqai в 2004 году.
Для серийного автомобиля был выбран внешний облик автомобиля, предложенный глобальным центром дизайна Nissan в Японии, а интерьер был создан американским отделением дизайна компании. Учитывая, что Qashqai изначально был создан для европейского рынка, обе составляющих дизайна автомобиля были переданы в NDE для дальнейшей доработки и достижения безупречного соответствия требованиям европейских покупателей.
Поскольку автомобиль был нацелен главным образом на европейских водителей, его конструирование было поручено Европейскому техническому центру Nissan (NTCE) из Кранфилда, Великобритания.
Новое направление для инноваций
Не имея перед собой примера или прямого конкурента, специалисты Nissan начали с формирования базовых параметров, которые должны были помочь при разработке размеров и основных ездовых характеристик первого кроссовера.
«Мы сохранили высокую посадку водителя и пассажиров, крупные колеса и большой дорожный просвет, характерные для SUV. Однако мы также перепроектировали салон таким образом, чтобы пассажиры чувствовали, что они сидят внутри автомобиля, а не на нем», – поясняет Питер Браун.
Высоко расположенные подлокотники, высокие боковые панели и конфигурация центральной консоли, вдохновленная стилем «классических» пассажирских моделей – все эти особенности позволили Nissan создать интерьер, ориентированный на водителя. Это было необходимо, чтобы привлечь покупателей традиционных хэтчбеков.
Разработка кроссовера продолжалась в течение 2003-2004 годов. Инженеры NTCE работали с макетом автомобиля, тестируя конфигурацию салона и оборудование в то время, как снаружи он выглядел как Renault Scenic с 1,5-литровым двигателем dCi. В то же время, их коллеги из отделения планирования продукции проанализировали первые результаты исследований потребительского опыта семейных хэтчбеков и потенциальных покупателей SUV, чтобы получить необходимую обратную связь и понять их основные потребности.
Концепт-кар Qashqai
В виде концепта премьера новой модели состоялась 2 марта 2004 года на Автосалоне в Женеве. Она получила имя Qashqai, которое происходит от иранского племени и было связано с позиционированием автомобиля в качестве «городского кочевника».
Автомобильные СМИ не спешили признавать, что на рынке найдется место для созданного Nissan странного гибрида SUV и хэтчбека, из-за чего скептически отнеслись к представленному концепту.
Тем не менее, Nissan не терял уверенности в том, что Qashqai был «правильным» продуктом. Сопровождавший новый автомобиль пресс-релиз оказался на удивление пророческим. В нем было сказано, что «Nissan стал одной из первых автомобилестроительных компаний, осознавших эволюцию вкусов покупателей, и мы увидим, что люди все чаще приобретают автомобили, подобные Qashqai».
Выбор завода-изготовителя
После Женевского автосалона продолжилась работа над выпуском серийного автомобиля, были установлены окончательные варианты дизайна и технических характеристик. Параллельно с разработкой Qashqai требовалось принять решение о месте его производства. Стремление Nissan выпускать автомобили в тех странах, для которых они разрабатывались, определило единственно возможный выбор – завод NMUK в Сандерленде.
«Чтобы сделать автомобиль более доступным по цене и повысить его топливную экономичность, мы хотели представить для Qashqai 1,5-литровый дизельный и 1,6-литровый бензиновый двигатели, в дополнение к 2,0-литровым двигателям, которые мы использовали на X-Trail», – рассказывает Питер Браун.
Спрос оказался таким, что план – выпускать 120 000 Qashqai в год – вскоре был пересмотрен. Уже в первый год было произведено 160 000 автомобилей. На сегодняшний день завод работает в три смены в течение почти шести лет, чтобы выполнять заказы на Qashqai.
Февраль 2007 года: Qashqai в продаже
Qashqai поступил в продажу в феврале 2007 года и сразу же стал хитом у покупателей. К концу года в Европе было продано более 100 000 экземпляров. Крупнейшим стал рынок Великобритании, где было продано 18 000 автомобилей.
За первый год модель заполучила 14 различных наград, начиная от побед в сегментах SUV и городских автомобилей до престижных титулов «Автомобиль года» и наград за продажи автопарков.
В 2008 году автомобильная индустрия осознала, что приверженность Nissan к кроссоверам гораздо глубже, чем они полагали. Qashqai не остался отдельным продуктом и на рынке появилась 7-местная модификация Qashqai+2, предлагающая большим семьям повышенную практичность. Секрет притягательности Qashqai+2 заключается в его в компактных размерах. Проекция автомобиля всего на 21 сантиметр длиннее, чем у базовой модели, зато в задней части Qashqai+2 есть место для двух дополнительных пассажиров. В конечном итоге, в Европе было продано более 235 000 экземпляров Qashqai+2.
К 2010 году продажи Nissan Qashqai составили 1,2 миллиона автомобилей, и компания отметила это событие, выпустив на рынок модернизированную версию, с многочисленными усовершенствованиями в дизайне и технологиях. Помимо обновленного облика передней части автомобиля, Nissan представил инновационную систему помощи при парковке с системой кругового обзора Around View Monitor 360°. Эта система до сих остается одной из особенностей, обеспечивающей успех продаж автомобилей Nissan.
2014 год: как улучшить автомобиль, лидирующий в своем классе?
Спрос на кроссоверы продолжал расти, и Nissan уже работал над новой версией своей модели, ставшей пионером среди кроссоверов. Премьера Qashqai второго поколения состоялась в ноябре 2013 года в рамках специального мероприятия, а в следующем марте кроссовер дебютировал на автосалоне в Женеве. Он был ниже и шире, а также почти на 5 сантиметров длиннее своего предшественника. Модель отличалась намного более обтекаемым и атлетическим обликом и повышенным качеством интерьера.
Новый Qashqai стал прекрасной иллюстрацией того, как Nissan последовательно внедряет инновации на протяжении жизненного цикла этой модели. Qashqai второго поколения не только сохранил «ДНК» исходного кроссовера, высокую посадку водителя и пассажиров, эффективность и низкие эксплуатационные расходы, но и привнес больше возможностей для потребителей, которые были необходимы семейному автомобилю при повседневном использовании.
Привлекательность Nissan Qashqai заключается широком спектре новый технологий, которые он предлагает своему владельцу. К ним относятся разработанная Nissan система безопасности Safety Shield, в которую входит система экстренного торможения при движении передним ходом (FEB), система контроля внимания водителя (DAA) и система распознавания дорожных знаков (TSR).
Ответственный подход и внимание к каждой детали, проявленные при создании Qashqai второго поколения, окупились. В 2014 году он завоевал престижный титул «Автомобиля года» по мнению «What Car?» – уважаемого британского справочника по покупке автомобилей. Также модель была удостоена звания «Лучший малый SUV» в 2015 и 2016 годах – от того же издания. С 2014 года в Европе было продано около 700 000 Qashqai второго поколения.
Февраль 2017: 10 лет лидерства в мире кроссоверов
Три новых версии Qashqai за 10 лет, четкое и последовательное рыночное позиционирование в качестве бескомпромиссного городского автомобиля – все это привело к устойчивому росту продаж. Nissan Qashqai – это автомобиль, который опровергает привычные представления о жизненном цикле продуктов: объем его продаж вырос на 79% с 2007 года. Сегодня Qashqai остается лидером в своем классе, его доля на европейском рынке составляет 10,5%.
По итогам 2016 года общее количество проданных в Европе Nissan Qashqai составило 2,3 миллиона экземпляров. В настоящее время эта модель продается на 99 рынках по всему миру: от Антигуа и Австралии до Алжира и Анголы. C 2007 года объем продаж Qashqai на мировом рынке превысил 3,3 миллиона автомобилей.