Испытываем на себе особенности вождения в Израиле. Автор Максим Гомянин, фото автора.
Готовься! На границе туристов трясут сильно. Выворачивают сумки чуть ли не наизнанку. А еще заваливают вопросами, словно первокурсников на экзамене. Люди в форме на каждом углу, война, по сути, не прекращается с 1948 года.
Это мне говорили про Израиль еще дома. Местным пограничникам действительно интересны некоторые граждане. Особенно те, у кого в паспорте стоят штампы о пересечении границ арабских государств. В моем таких штампов не было, потому прохождение паспортного контроля заняло минут десять.
Наши в городе
Смотришь конкурс в Сопоте
И глотаешь пыль,
А кого ни попадя
Пускают в Израиль!
Мнение о сложном, почти военном положении в стране улетучилось, как только оказался на улицах Тель-Авива. Туристов – море! На русском языке можно свободно общаться в магазинах и отелях, ответят вам без акцента.
На парковке меня ждет Opel Zafira – эту модель у нас давно не продают. Может, перезагрузка нового импортера поможет?
Живите по правилам
Он мне дал прочесть брошюру – как наказ,
Чтоб не вздумал жить там сдуру, как у нас.
Говорите, у нас закручивают пэдэдэшные гайки? Приезжайте в Израиль! Пока не сел за руль, картинка рисовалась драконовская. Руки всегда должны быть на руле. Снять правую можно, лишь чтобы переключить передачу или выпить воды. Не газировки, чая или кофе – только простой воды. Без нее не выжить. Летом столбик термометра поднимается и до пятидесяти! Остальные напитки – уже излишество.
В местных газетах смакуют резонансную историю о девушке, глотнувшей кофе за рулем и получившей штраф 500 шекелей (3700 грн). Штрафом 1000 шекелей (7450 грн) карается разговор по мобильнику без гарнитуры хендс-фри. Косишься вниз – тоже повод уличить в наборе СМС и основание для штрафа.
Контролируют всё это беспилотники – «стрекoзы» длиной метра полтора летают вдоль трассы. Еще есть камеры с высоким разрешением, «заглядывающие» в машины. Они расставлены на треногах вдоль дорог. Полицейские могут вести скрытое патрулирование. А в пробках между рядами шныряют патрульные мотоциклисты и буквально пялятся в салон. В общем, куда ни плюнь – штраф. Наказание за проезд на красный – 1500 шекелей (11 160 гривен). Столько же возьмут за превышение скорости в жилой зоне на 31–40 км/ч и на 41–50 км/ч на трассе. Причем превышение даже на 5 км/ч недопустимо.
К алкоголю отношение умеренно строгое. Для обычных водителей допускается 0,3 промилле, то есть около бокала пива. Для профессиональных (такси, автобусы, грузовики) – ноль. Поймают подшофе – мало не покажется. Лишат прав минимум на месяц, а максимум – на два года. Причем машину тоже забирают на штрафстоянку на месяц, и не важно, кому она принадлежит – хоть прокатной конторе. Эвакуация и хранение, естественно, за счет нарушителя.
За повторное нарушение можно схлопотать тюремный срок, что и случилось с одним знакомым моего коллеги. Мало того что попался первый раз, так еще и сел за руль с «лишними» промилле спустя несколько дней после первого нарушения. Быстрый «полевой» суд вновь отправил на сей раз уже прокатную машину на штрафстоянку, а нарушитель месяц провел за решеткой. Думаете, это всё? Через несколько месяцев состоялось еще одно, «капитальное» слушание. Вердикт: злостный нарушитель. Суд назначил штраф 55 000 шекелей (почти 409 тысяч гривен!) и отправил бедолагу обратно за решетку на два года. Правда, спустя полтора года за примерное поведение его выпустили на свободу. На этом фоне штраф 250 шекелей (1860 гривен за неправильную парковку или непропуск пешехода на зебре – сущий пустяк.
Путешествие на машине в Румынию: ищем Дракулу, находим больше
Почти как дома
Там у них уклад особый,
Нам – так сразу не понять.
Ты уж их, браток, попробуй
Хоть немного уважать.
После таких историй я просто выключил мобильник и поехал строго по знакам. И тут же услышал недовольные гудки! Израиль – единственная страна в мире, где скорость звука быстрее скорости света. В этой шутке есть доля правды – сигналят много и часто, особенно на светофорах, если хоть на миг проспал зеленый. Поглядел по сторонам: руль-то двумя руками не держит практически никто, по мобильнику трещит каждый второй, а скорость массово превышают километров на двадцать в час. Вот вам и строгие правила.
Откровенного хамства себе никто не позволяет. Водят, как правило, культурно, перестроиться не проблема. Но на трассах встречаются торопыги, сгоняющие других с полосы дальним светом. А в пробке нередко едут по обочине или объезжают затор через заправки или парковочные карманы. Прямо как у нас! Правда, многих за это ловит полиция, и тут схожесть с Украиной заканчивается.
Местные стражи порядка не берут взяток. От слова «совсем». Ведь устроиться на престижную и высокооплачиваемую службу очень сложно. Да и вообще, попытка подкупить служителя закона расценивается как оскорбление. Максимум – можно поговорить с полицейским и попробовать разжалобить. Если войдет в положение, то смягчит наказание, а то и вовсе отпустит.
А вот и Кармельский туннель. Точнее, комплекс из четырех туннелей длиной 6,5 км. Он связывает северо-восточную и юго-западную части Хайфы. Строили его… 500 китайцев, движение открыли в 2010 году. На въезде в туннель берут плату, зависящую от количества сегментов. Стоит удовольствие от 8 до 17 шекелей (60–130 гривен).
Пока у нас говорят про развитие электротранспорта, в Израиле он уже в ходу. Понятно, что во многом этому способствует климат, но и «политическая воля» имеет место. В двух самых крупных городах страны – Тель-Авиве и Хайфе – полным-полно электровелосипедов. Дело в том, что страховки на мотоцикл и скутер очень дорогие – до 7500 шекелей (56 000 гривен). И за безопасностью здесь следят строго. Увидеть подростка, несущегося на электросамокате, нереально. Несовершеннолетних, управляющих двухколесным электротранспортом, штрафуют на 1000 шекелей (7440 гривен). Штраф за езду на велосипеде по тротуару или дороге для автомобилей – 250 шекелей (1860 гривен). Вот бы так двухколесных контролировали у нас!
Взгляд со стороны
Решил я – и, значит, кому-то быть битым,
Но надо ж узнать, кто такие семиты.
А вдруг это очень приличные люди,
А вдруг из-за них мне чего-нибудь будет!
Загородные трассы – в отличном состоянии. Неудивительно – климат способствует, к тому же с востока на запад Израиль можно проехать за пару часов, а с севера на юг – за девять. Zafira плывет и даже не покачивается, шума шин не слышно. Лишь изредка недовольно пищит Mobileye. Писк раздается при опасном сближении с идущим впереди автомобилем и если перестраиваюсь в соседний ряд, не включив поворотник.
Mobileye, спрятанный в небольшой коробочке под лобовым стеклом, распознаёт и дорожные знаки. Но часто ошибается. Например, читает знаки на второстепенной дороге и думает, что они установлены на главной. Это мешает, тем более что знаков ограничения скорости очень мало и подчас непонятно, какую скорость держать. Выход один – ориентироваться на поток.
А вот информационных дорожных щитов масса, надписи на них – на иврите, арабском и английском. Еще одна особенность Израиля – не используется знак «Главная дорога». Поэтому здесь, как нигде, надо помнить правило правой руки и на нерегулируемых перекрестках уступать дорогу машине справа. Еще один совет: не вздумайте выкинуть из окна фантик или окурок – заплaтите 750 шекелей (5600 грн).
Первая остановка – город-крепость Акко. Древнейшее поселение Израиля и последнее пристанище крестоносцев на Святой земле. Люди жили здесь еще 6000 лет назад. Узкие улицы, восточные базары и атмосфера Средневековья, которую можно буквально вдыхать. По городу гуляйте хоть всю ночь, тут всюду безопасно. Паркуюсь и удивляюсь, насколько грамотно организованы стоянки. Бордюрные камни маркируют цветом. Красно-белая раскраска – стоянка запрещена. Бело-синяя – парковка платная, а на информационном щите рядом ищите «прайс». Если бордюр серый, стоянка бесплатная.
Автопарк Израиля очень пестрый – от потрепанных пикапов до итальянских спорткаров. Много машин, которые обошли наш рынок стороной, среди них Opel Adam и Hyundai Kona. Всё бoльшую популярность набирают гибриды и электромобили, ведь цены на бензин в пересчете на наши деньги – примерно 60–70 гривен за литр. А государство еще и субсидирует покупку экологичного транспорта, для этих машин выделены бесплатные парковочные места.
Теперь – на север Израиля, к гротам Рош-ха-Никрa, которые прячутся в семидесятиметровых скалах, омываемых волнами Средиземного моря. К причудливым пещерам спускается фуникулер под углом 60 градусов. Это самая крутая канатная дорога в мире – но не страшно! Накануне Второй мировой войны британцы прорубили в скале два туннеля по сто метров длиной и проложили железную дорогу, соединяющую Хайфу, ливанские Бейрут и Триполи. В 1943 и 1948 годах британцы использовали этот маршрут в военных целях. А мартовской ночью 1948 года израильская армия взорвала туннели, чтобы прекратить поставки оружия из Ливана.
Необычное чувство: смотришь на море, буйство цветов и стайки детей, которых воспитатели приводят в это красивое место, а поднимешь глаза к вершине горы – и видишь военную базу, смотровые вышки и бетонный забор. Отсюда начинается демилитаризованная зона. До недавнего времени граница с Ливаном была самой горячей. По сей день между двумя государствами нет ни одного действующего пропускного пункта, и ни один турист не пересек эту границу за семьдесят лет существования Израиля.
Мой путь лежит дальше, на восток, вдоль границы с Ливаном. Тут военная атмосфера – на каждом повороте встречаю бронированные Хаммеры с пулеметами на крыше. Но они не пугают, а вселяют чувство безопасности. В один прекрасный момент навигатор увел меня на грунтовку. Как выяснилось позже, этот глюк спровоцировали израильские глушилки.
Вскоре добрался до фермы Caviar Galilee. Здесь выращивают огромных осетров и продают черную икру по всему миру. Интересно, что распробовали ее израильтяне благодаря выходцам из СССР. Ну а мальков на землю обетованную привезли из Астрахани румынские мигранты.
Отсюда рукой подать до спорной территории – Голанских высот. Говорят, это самое заминированное место в мире: на каждый квадратный километр приходится по сотне мин. Эти места минировали еще турки в начале века, потом французы, англичане, сирийцы. Во время Шестидневной войны территория отошла Израилю, а 40 лет назад здесь прошла, наверное, самая масштабная танковая баталия всех времен. Сирия и Египет напали на Израиль. Силы казались неравными: 1600 танков против 180 израильских машин. Спустя 18 дней… арабские силы были разгромлены. Сегодня в этих краях относительно тихо. Лишь время от времени на минах подрываются кабаны.
Пора собираться
Мне надо, где сугробы намело,
Где завтра ожидают снегопада.
Пусть где-нибудь все ясно и тепло,
Там хорошо, но мне туда не надо.
Аэропорт Бен Гурион – единственная в мире воздушная гавань, где в ручной клади можно проносить жидкость. Скажем, бутылки с вином. Но это не значит, что персонал смотрит на всё сквозь пальцы. Тут действует норматив – террорист должен прожить не дольше десяти секунд. Досмотр жесткий, в аэропорт лучше приезжать за три часа до вылета. Я последовал совету, и не зря: на подходе машину остановили и проверили.
Уже в порту прошел психологический осмотр – полчаса мне задавали вопросы! Чем занимался в стране, с кем встречался, сам ли собирал сумку? С пристрастием досмотрели багаж. Это нормальная практика. Результат работы спецслужб – ни одного теракта за тринадцать лет.
Израиль оставил смешанные чувства. С одной стороны, курорт с шикарными пляжами. А какие здесь вино и чача на винодельне Кадма! С другой – жесткие меры безопасности и понимание, что совсем рядом граница и неспокойные соседи. Может, именно контрасты манят вернуться в Израиль, едва помашешь ему рукой?