Какие беды предвещают вспыхнувшие контрольные лампы на щитке приборов, рассказывает Виктор Слесарев.
УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
Двухконтурные тормозные системы давно не новинка. Беспокоиться, казалось бы, не о чем – хоть один контур да сработает. Вот только эффективность будет уже далеко не та. Поэтому, если вспыхнет предупреждающий символ, необходимо остановиться и провести ревизию.
Самое простое, когда уровень тормозной жидкости слишком низок из-за износа колодок (выдвигающиеся поршни освобождают дополнительный объем). Тут одно из двух: доливаем жидкость либо меняем колодки. Если же течет один из контуров, прямая дорога в сервис.
ИНДИКАТОР ТЕМПЕРАТУРЫ НАРУЖНОГО ВОЗДУХА
На разных машинах этот сигнал дается по-разному. Оранжевая снежинка, предупреждающая о критическом понижении температуры воздуха и возможной скользкой дороге, обычно зажигается в пределах от +4 до +1 ºС, в зависимости от меры осторожности производителя. Иногда вслед появляется красная – значит, уже точно ниже нуля и лед на дороге более чем вероятен. На практике маячащий всю зиму перед глазами огонек сначала отвлекает, а затем притупляет восприятие опасности.
ДАВЛЕНИЕ МОТОРНОГО МАСЛА
Оно необходимо, во-первых, для создания и поддержания масляного клина в подшипниках скольжения, во-вторых, для смазки и охлаждения некоторых деталей (например, поршней) разбрызгиванием. Сухое трение при недостаточном давлении масла грозит им почти моментальным износом. Вначале коленвал начинает болтаться во вкладышах, издавая характерный стук, затем поверхности задираются, и, наконец, механизм полностью заклинивает. Нередко процесс сопровождается обрывом шатуна и разрушением блока цилиндров. В общем, мало не покажется.
Тяжелых последствий можно избежать, немедленно заглушив двигатель. Затем стоит заглянуть под капот. Некоторые современные моторы обладают отменным масляным аппетитом и при отсутствии регулярного контроля способны буквально осушить картер за 5–10 тысяч километров. Если так и случилось, то доливайте масло до уровня – и в путь! Прочим дорога в сервис на эвакуаторе.
ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
Современные системы охлаждения герметизированы и работают при избыточном давлении. С задачей охлаждения мотора они справляются на ура. Но вдруг хомут где-нибудь ослабнет или радиатор грязью постепенно забьется – перегрев тут как тут. Одно из самых слабых звеньев системы – насос. При повышенной температуре жидкости на входе в лопаточное колесо, где ее давление минимальное, она закипает. Образуется паровая пробка, и циркуляция прекращается. Дальше неприятности нарастают как снежный ком: коробление головки блока, прихватывание поршней, задир цилиндров.
Если обошлось без повреждений, дождитесь, пока всё остынет, и заполните систему свежим антифризом. Как при этом избавиться от воздушных пробок, подскажет инструкция (или знакомый слесарь). Обычно нужно снять с патрубка определенный шланг или открыть специальные штуцера. А добравшись домой, обязательно выясните первопричину проблемы.
ПРОВЕРЬ ДВИГАТЕЛЬ
Эта рекомендация исходит от электронной системы управления двигателем. Чаще всего ее недовольство вызывают выбросы из выхлопной трубы. Распространенный повод – пропуски вспышек, из-за которых в систему выпуска попадает аномально большое количество паров несгоревшего топлива. Дожигаемое в нейтрализаторе, оно быстро приводит в негодность это дорогущее устройство. На современных моторах система самодиагностики сама выключает форсунку неработающего цилиндра. Но сигнал «проверь…» будет гореть вплоть до устранения причины.
На глаз сумеете оценить, пожалуй, лишь работоспособность извлеченной из мотора свечи. Настоящая диагностика требует оборудования и специальных знаний. Лозунг «Время – деньги» в этом случае очень актуален: отложив визит в сервис на день-другой, можете потерять десятки тысяч рублей.
ИНДИКАТОР СИСТЕМЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
Сигнализатор двусмысленный. Коли он замигал во время движения, беспокоиться не о чем: система просто сработала на скользкой дороге. Но если лампа горит постоянно, ждать помощи от электроники не приходится – возникшая неисправность привела к ее отключению.
Ездить можно и так, но отсутствие подстраховки может обернуться аварией. Начинающего водителя подведет отсутствие опыта, бывалого – серьезные изменения в поведении авто. Если перезагрузка системы (остановка и повторный пуск двигателя) не помогла, милости просим в сервис.
ИНДИКАТОР СВЕЧЕЙ НАКАЛИВАНИЯ
Встречается исключительно на дизелях, коих на наших просторах не так уж и мало. Алгоритм прост: свеча греет камеру сгорания, индикатор горит. Система востребована при отрицательных температурах – в случае ее неисправности мотор может не завестись.
Но главная неприятность сокрыта в инструкции, прилагаемой к автомобилю. Иногда там утверждается, что задержка включения стартера на время работы свечей происходит автоматически. В жизни нередко случается по-другому – двигатель пытается пуститься одновременно с поворотом ключа. Рекомендуем ориентироваться на индикатор: включив зажигание, ждем, пока он погаснет, и лишь затем пускаем мотор.
ИНДИКАТОР НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
О работоспособности светотехники этот ничего не скажет – реагирует лишь на положение переключателя. То есть сообщает, что, к примеру, переключатель фар включен. Но не гарантирует, что они горят. Однако его напоминания позволяют сэкономить на штрафах (если не включен ближний свет в движении), а беспечному хозяину – на покупке батареи.
ИНДИКАТОР УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ
Самый нелюбимый у «культурных» столичных водителей. Чтобы он не раздражал, многие даже игнорируют ПДД. Благо за это особо и не наказывают. А ведь сильно облегчает жизнь на дороге! Если никак не удается вклиниться в нужный ряд, попробуйте скромно включить поворотник – вдруг поможет.
ИНДИКАТОР ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Рекомендует водителю перейти на высшую передачу или на низшую, руководствуясь соображениями экологии. Если следовать его указаниям, придется наступить на горло сразу двум песням – своей и мотора. Однако некоторое количество топлива (хотя и ценой нервных затрат) все же сэкономите – это факт.