Шинный завод «РОСАВА» из Белой Церкви встретил 45-летний юбилей. Предприятие не останавливается на недавних значительных достижениях – о истории успеха и новых планах рассказывает генеральный директор Александр Далиба.
– Когда для завода настала эпоха перемен?
– Первые шаги по изменению «РОСАВЫ», причём буквально революционному, мы сделали ещё в 2005 году, выстроив долгосрочную концепцию перевооружения предприятия и кардинального изменения имиджа её продукции в глазах потребителей. Завод был стабильным и прибыльным, но очень консервативным, а вся его легковая продукция адресовалась исключительно владельцам советских, российских и отечественных автомобилей. Мы комплектовали ВАЗ и ЗАЗ, более того – шины ROSAVA на рынке были даже в дефиците. Но уже тогда стало понятно, что рынок обязывает изменить философию предприятия.
– Что вы изменили первым делом?
– Мы начали модернизацию завода с обретения энергетической независимости: собственная котельная с передовым немецким оборудованием и корейская компрессорная станция позволили нам не задумываться о промышленных тарифах на электроэнергию. А вслед за этим мы приступили к полному изменению технологии производства.
В 2006 году завод впервые в своей истории получил отличное импортное оборудование – протекторный агрегат немецкой фирмы Berstorff, а ещё через пару лет –новые комлексы с совмещением 1-й и 2-й стадий сборки шин фирмы Harburg Freudenberger, также из Германии. Это оснащение позволило уйти от советских принципов сборки шин к современным мировым стандартам. Благодаря новым немецким форматорам и вулканизаторам той же фирмы Harburg Freudenberger мы заложили фундамент благополучного развития нашей продукции, в том числе полностью исключив из самых ответственных этапов рождения шины человеческий фактор. «РОСАВА» вышла на недостижимую прежде широту ассортимента – более 100 типоразмеров нескольких моделей шин, и впервые изготовила 16-дюймовую шину. Это был удивительный прорыв!
– Но вы же не стали делать на новом оборудовании лишь прежние модели давних разработок?
– Разумеется! Свой уникальный замкнутый цикл от проектирования и испытаний продукции до её постановки на производство мы укрепили полноценным инструментарием для наших инженеров, который позволил им выйти на один уровень с весомыми мировыми конкурентами. Наряду с перевооружением завода своё второе рождение получил и его инженерный центр: мы оснастили его мощными компьютерами с актуальным программным обеспечением – и вскоре разработали абсолютно новые модели шин, которые принципиально по всем характеристикам отличались от всем привычной ROSAVA.
– На этом, конечно, вы не остановились?
– Именно: мы тут же приступили ко второму этапу модернизации. В 2010 году мы доросли до 150 типоразмеров шин (сегодня их, кстати, 250!) и начали мечтать о масштабном выходе на рынок Евросоюза. Но это возможно только с европейским качеством, ассортиментом и главное – с европейским же подходом ко всем аспектам бизнеса: от производства до продвижения своей продукции.
Чтобы обеспечить качество, мы закупили самое совершенное оборудование, какое можно было найти в мире – такое же используют лидеры мировой шинной индустрии. Это обновление завод продолжает и поныне, из года в год, получая всё лучшую и всё более современную оснастку, к примеру, голландские сборочные комплексы VMI. Мы сознательно не поскупились на самые дорогие станки лучшего производителя в этой сфере: конечно, можно было бы приобрести аналоги, и неплохие, но здесь дело в философии. Прежде всего, в успех предприятия должна поверить его команда! И согласитесь, что если вы купите вместо премиумного оригинала станка его аналог, пусть и отличного качества, то никто, начиная с рабочего, стоящего у этого станка, до директора компании, не будет уверен в успехе, так, как следует, – на все 100%.
– И люди поверили?
– Самый красноречивый показатель этого – то, что сегодня все работники «РОСАВЫ» с удовольствием покупают нашу продукцию.
– Очевидно, что и к сырьевым компонентам вам пришлось в корне поменять подход.
– Раньше, до модернизации, мы закупали наиболее доступное сырьё, в основном из России. Но шину высокого качества нельзя делать из полуфабрикатов хотя бы среднего уровня. Поэтому мы перешли на каучуки, металлокорды, текстиль ведущих мировых поставщиков. Наши шины сделаны из тех же материалов, что и всем известные первые европейские и японские бренды!
– Каким образом вы контролируете качество продукции?
– Мы должны в любых обстоятельствах гарантировать покупателю безопасность наших шин. Поэтому кроме испытаний на полигонах наших европейских партнёров, мы проводим 100-процентный контроль качества выходных характеристик шин – и не только наших разработок, но и шин, которые производятся серийно. Для этого поставлена еще одна автоматизированная линия инспекции качества шин немецкой компании Hoffmann. Шина не отправится к клиенту, не пройдя тщательный, многоступенчатый контроль на этом совершенном оборудовании. Кроме того, мы уже несколько лет ведём подробную производственную историю каждой – вдумайтесь, каждой шины. Если вдруг случится какой-либо дефект – мы за мгновение откроем всю технологическую историю вплоть до указания партий сырья, номера станка, имени ответственного за сборку рабочего. И примем все меры, чтобы этого не повторить впредь.
– Итак, вы обеспечили европейское качество. А что насчёт ассортимента?
– Новые технологии позволили нам выпустить две линейки шин, кардинально отличающиеся от всего, что мы делали ранее: летние Premiorri Solazo и зимние Premiorri ViaMaggiore. Они стали не шагом – целым прыжком предприятия вперёд и позволили нам впервые выйти за пределы насиженного рынка СНГ. Сейчас эти шины с большим успехом продаются во всём ЕС, и прежде всего в Великобритании, Бельгии, Германии, Франции, Италии. Нас оценили и покупатели, и дилеры – они теперь работают с нами, как со всеми производителями мирового масштаба: заранее заполняют свои склады крупными партиями наших шин. Уже весной мы отгружаем для Европы партии зимних шин!
– Куда ещё, помимо Евросоюза, вы эскпортируете свою продукцию?
– В США и Канаду, в некоторые страны Южной Америки, в государства Ближнего Востока и Африки – в общей сложности в шесть десятков стран. Однако наш украинский потребитель остаётся и будет для нас основным: в родной стране мы продаём 45% шин и занимаем 40% рынка в группе легковых шин. Хотя ещё в 2013 году наша доля рынка была мизерной: лишь 15%!
– Неужели на внешних рынках конкуренты сидят, сложа руки, глядя на ваш успех?
– Вовсе нет! К примеру, в Бразилии и Турции мы столкнулись с принятыми против нас экономическими преградами, инициированными местными производителями. Мы снижаем отпускные цены, чтобы держаться на рынке Туниса с их заградительными пошлинами. А в Европе именитые компании, глядя на рост наших продаж, выпустили бюджетные суббренды. Считаю, всё это – признание уровня нашей продукции: с плохими шинами никто бы не стал бороться, покупатель сам от них откажется.
– Какими новинками планируете удивить отечественных и мировых потребителей?
– В конце прошлого года мы впервые выпустили 18-дюймовую шину. В мае поступили пресс-формы для производства шины в 19-дюймовом размере, которую планируем выпустить к середине лета. И это не предел: уже заказаны сборочные станки и вулканизаторы для производства шин 20, 21, 22 дюймов. Их пуск в серию – дело ближайшего времени.
Под эти типоразмеры рассчитаны две наши новейшие линейки. Это Premiorri Solazo S Plus – первая летняя шина «РОСАВЫ» с ассиметричным рисунком протектора и зимняя Premiorri Via Maggiore Z Plus, которая также имеет ассиметричный рисунок протектора. Эти шины планировались в первую очередь для европейского рынка, мы делаем их в размерностях для ведущих моделей автомобилей бизнес-класса и кроссоверов. И мы готовим к ним отечественного покупателя: ведь он получит отличную шину европейского уровня по нашей украинской цене. Гарантируем: соотношение качества и цены фантастически удивит даже самых взыскательных потребителей!
Мы настолько уверены в этих шинах, что предоставили их для испытаний европейским автомобильным журналистам, которые тестируют их наравне с продукцией известных конкурентов.
– Украинский клиент меняет отношение к вашему бренду?
– Да – и мы видим это по очень частым в последнее время вопросам, когда же мы выпустим 20-дюймовую, а то и 22-дюймовую шину. Вдумайтесь: владельцы дорогих автомобилей премиум-сегмента всерьёз заинтересованы в наших шинах!
Что же помогло не просто убедить людей, которые привыкли считать, будто импорт всегда лучше, но и покорить сердца весьма притязательных владельцев более дорогих машин? Безусловно – признание нашего качества вкупе с выгодной стоимостью.