Собираем рассказы и сказки про установку ГБО, отделяем правду от неправды, поясняем нюансы. Авторы Владимир Мельниченко, фото Сергея Торгалова, автора, из архива редакции
Двигатель на бензине работает так себе, а вы давно собирались установить ГБО? Установите и ездите пока на газе! Впрыск почините потом.
Неверно! Если двигатель вашего авто и на бензине работает так себе, то установка ГБО на него категорически противопоказана. Объяснение простое – даже современные автогазовые системы не заменяют штатные, а лишь используют информацию от них. То есть впрыск газа производится на основе данных от штатного блока управления, а все коррекции в различных режимах работы мотора рассчитываются только на основе бензиновых карт. Поэтому перед поездкой на автогазовое СТО не помешает удостовериться в нормальной работе форсунок, а при необходимости даже почистить их. Не менее важен нормально функционирующий газораспределительный механизм и система зажигания. И даже несвоевременно замененный воздушный фильтр нарушит нормальную работу мотора, ведь от «свежести дыхания» зависит очень многое.
Большинство автогазовых СТО могут провести предварительную диагностику (100-300 грн) и выдать свой вердикт о возможности переоборудования. При этом делается компьютерная диагностика бортовой системы, проверяются свечи зажигания или даже замеряется компрессия. Иногда производится регулировка системы впрыска. Не стоит пренебрегать советами мастеров и думать, что и так пойдет. Если на бензине малейшие отклонения от нормы (неправильный момент зажигания, увеличенный межэлектродный зазор свечей, некачественные высоковольтные провода или «подуставшие» седла и клапаны) нивелируются, то на газовом топливе они могут стать серьезными проблемами.
Мастер-установщик предлагает заменить свечи зажигания, установив взамен штатных специальные «газовые». Соглашаться?
Предложение заменить свечи, действительно, может быть вызвано их плохим состоянием. А вот настойчивое требование поставить специальные «газовые» свечи скорее беспочвенно, так как для нормальной работы ГБО и обычные вполне пригодны. Разумеется, при условии их нормального состояния и правильного межэлектродного зазора.
Конечно, и газовые свечи имеют определенный смысл. Ведь газовоздушная топливная смесь, в отличии от бензовоздушной, имеет более высокое электрическое сопротивление. Именно поэтому газовые свечи имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а благодаря материалу центрального электрода – более «холодное» калильное число, что компенсирует большую температуру в цилиндрах при сгорании газа. Но, как говорилось выше, эта процедура вовсе не обязательна и вряд ли скажется на работе системы и расходе газа. Свечи для работы на газе, как правило, дороже обычных на 20-30%.
После установки ГБО мой автомобиль снимут с гарантии?
Даже с учетом того, что в модельной программе многих автогигантов есть машины с заводскими автогазовыми системами (VW, Fiat, Mercedes, Seat, Renault и многие другие), в Украину такие модели за редким исключением не поставляются. И лишь немногие официалы в Украине готовы дать добро на установку ГБО. К примеру, Hyundai, Kia, Toyota, Mercedes, Ford, VW и некоторые другие официалы могут предложить вам «официальное» переоборудование, силами собственных СТО или на станциях, с которыми у них есть договоренности. Стоимость такой услуги, как правило, выше среднерыночной цены на 15-20%, выбора оборудования практически нет. Для тех, кто не готов платить больше и предпочитает самостоятельный выбор системы, выход только один – ждать окончания гарантии и ехать к газовщикам. Если установите ГБО у сторонней фирмы до окончания гарантии – на этом она как раз и закончится.
ГБО уменьшает ресурс двигателя из-за усиленного износа поршневых колец и выхода из строя топливных форсунок?
Газ в меньшей степени, чем бензин, меняет вязкость моторного масла, лучше смешивается с воздухом и равномернее сгорает. В газовом топливе нет серы и свинца, а при использовании газа в качестве топлива не образовывается нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Кроме того, октановое число газа выше, чем у бензина, что избавляет от детонации. Исходя из этого и руководствуясь практическим опытом можно утверждать, что правильно установленное и настроенное газобаллонное оборудование не наносит двигателю абсолютно никакого вреда.
После установки ГБО велик риск, что прогорят клапаны.
Это явление действительно имеет место, хоть и не в таких масштабах, как расписывают «знающие» люди. Мало того, при грамотной установке и правильной настройке ГБО этот фактор практически исключен. Но в целом горение газовоздушной топливной смеси происходит дольше. При этом даже в момент открытия выпускных клапанов горение в камере все еще продолжается и собственно клапана и седла подвергаются перегреву и со временем «проседают». Частично эту проблему решают гидрокомпенсаторы, ведь они автоматически регулируют зазор. Но даже их отсутствие – не повод отказываться от ГБО. Существует несколько вариантов, которые помогут вам минимизировать данный эффект.
Один из известнейших способов – это установка так называемой «капельницы» (1500-1800 грн). Это устройство, которое будет подавать во впускной тракт вместе с топливо-воздушной смесью специальную жидкую смазку. Она имеет специальные присадки, образующие пленку на клапанах и седлах, что улучшает теплообмен и значительно увеличит их срок службы. В «стартовом» комплекте вы получите 1 литр такой жидкости, а хватит его примерно на 1000 литров газа. Далее резерв смазки придется пополнять (1 литр – примерно 350-400 грн) просто доливая в емкость, установленную под капотом.
Второй, и более эффективный способ – установка вариатора угла опережения зажигания (2000-2500 грн). Это электронное устройство в зависимости от режима работы мотора динамически изменяет момент воспламенения топливной смеси, тем самым оптимизируя процесс ее сгорания. Функционирует оно только при работе на газовом топливе и автоматически деактивируется при езде на бензине.
Некоторые автомобилисты даже комбинируют оба варианта для перестраховки. Усиливает ли это эффект, сказать сложно, но и ухудшений пока не отмечалось. Вне зависимости от этих ухищрений рекомендуется периодически производить проверку и регулировку клапанов (примерно раз в 30 000 км), что практически исключит опасения по поводу их состояния.
Я езжу быстро, люблю «крутить» мотор. Газ не для меня?
Среди любителей активной езды с забросом стрелки тахометра в красную зону бытует мнение о том, что газ в этом случае вообще недопустим. И в этом есть доля правды, ведь при повышенных оборотах двигатель даже на бензине будет работать на максимуме, а на газе получит еще и дополнительные тепловые нагрузки. Чтобы этого избежать, в современном ГБО предусмотрено автоматическое переключение топливных режимов. Порог настраивается на СТО (по желанию владельца устанавливается от 3500 до 5000 об/мин.). То есть «раскрутили» мотор выше этого порога – он перешел на бензин. Обороты снизились – двигатель автоматически вернулся на газ.
Установив ГБО, про замену топливного фильтра можно надолго забыть.
Увы, это не так, ведь в газовом режиме бензонасос все равно прокачивает топливо и по «обратке» загоняет назад в бак. Сделано это для того, чтобы создать нормальное давление в системе на тот случай, если водителю или ГБО вздумается мгновенно перейти на бензин.
Собственно, отключены при этом только бензиновые форсунки. И несмотря на то что каждый прогрев двигателя осуществляется на бензине, производители ГБО настойчиво рекомендуют периодически ездить на штатном топливе, чтобы форсунки, да и вся бензиновая система питания хоть немного поработали.
У меня – Range Rover с V8 объемом 5 л. Мастера отказались ставить на него ГБО. Почему?
Сегодня можно «газифицировать» практически любой автомобиль. Но даже из этого правила есть небольшие исключения. Например, сложное расположение узлов и агрегатов, мешающее произвести монтаж. Или высокотехнологичные системы комбинированного впрыска, не позволяющие подобрать нормальный алгоритм работы штатной бензиновой и газовой системы.
К примеру, 5-литровый Range Rover будет работать с ГБО, но для монтажа системы потребуется чуть ли не личное присутствие конструкторов. Основная проблема – просверлить отверстия для вкручивания газовых штуцеров. При выполнении этой операции малейшая ошибка или неточность в выборе места для отверстия может привести к повреждению интеркулера. Естественно, для выполнения такой операции потребуется высокое мастерство установщика, а по неопытности никто не хочет ненароком повредить дорогостоящий автомобиль.
Часто сложности с установкой ГБО возникают у владельцев Mitsubishi Pajero Wagon 3.5 GDI (6G74), Nissan X-Trail 2.0 (MR20DD) или Audi Q7 3.0 TFSI. Lexus LS460 можно переоборудовать на газ только в модификациях с распределенным впрыском, а вот технологию комбинированного впрыска, используемую в двигателе этого авто, пока никто из установщиков не победил.
Но со временем ситуация меняется, и производители газобаллонного оборудования предлагают все новые и новые решения.
Благодарим СТО PROFIGAS за помощь при подготовке статьи.