Собираем рассказы и сказки про установку ГБО, отделяем правду от неправды, поясняем нюансы. Авторы Владимир Мельниченко, фото Сергея Торгалова, автора, из архива редакции
Двигатель на бензине работает так себе, а вы давно собирались установить ГБО? Установите и ездите пока на газе! Впрыск почините потом.
Большинство автогазовых СТО могут провести предварительную диагностику (100-300 грн) и выдать свой вердикт о возможности переоборудования. При этом делается компьютерная диагностика бортовой системы, проверяются свечи зажигания или даже замеряется компрессия. Иногда производится регулировка системы впрыска. Не стоит пренебрегать советами мастеров и думать, что и так пойдет. Если на бензине малейшие отклонения от нормы (неправильный момент зажигания, увеличенный межэлектродный зазор свечей, некачественные высоковольтные провода или «подуставшие» седла и клапаны) нивелируются, то на газовом топливе они могут стать серьезными проблемами.
Мастер-установщик предлагает заменить свечи зажигания, установив взамен штатных специальные «газовые». Соглашаться?
Конечно, и газовые свечи имеют определенный смысл. Ведь газовоздушная топливная смесь, в отличии от бензовоздушной, имеет более высокое электрическое сопротивление. Именно поэтому газовые свечи имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а благодаря материалу центрального электрода – более «холодное» калильное число, что компенсирует большую температуру в цилиндрах при сгорании газа. Но, как говорилось выше, эта процедура вовсе не обязательна и вряд ли скажется на работе системы и расходе газа. Свечи для работы на газе, как правило, дороже обычных на 20-30%.
После установки ГБО мой автомобиль снимут с гарантии?
ГБО уменьшает ресурс двигателя из-за усиленного износа поршневых колец и выхода из строя топливных форсунок?
После установки ГБО велик риск, что прогорят клапаны.
Один из известнейших способов – это установка так называемой «капельницы» (1500-1800 грн). Это устройство, которое будет подавать во впускной тракт вместе с топливо-воздушной смесью специальную жидкую смазку. Она имеет специальные присадки, образующие пленку на клапанах и седлах, что улучшает теплообмен и значительно увеличит их срок службы. В «стартовом» комплекте вы получите 1 литр такой жидкости, а хватит его примерно на 1000 литров газа. Далее резерв смазки придется пополнять (1 литр – примерно 350-400 грн) просто доливая в емкость, установленную под капотом.
Второй, и более эффективный способ – установка вариатора угла опережения зажигания (2000-2500 грн). Это электронное устройство в зависимости от режима работы мотора динамически изменяет момент воспламенения топливной смеси, тем самым оптимизируя процесс ее сгорания. Функционирует оно только при работе на газовом топливе и автоматически деактивируется при езде на бензине.
Некоторые автомобилисты даже комбинируют оба варианта для перестраховки. Усиливает ли это эффект, сказать сложно, но и ухудшений пока не отмечалось. Вне зависимости от этих ухищрений рекомендуется периодически производить проверку и регулировку клапанов (примерно раз в 30 000 км), что практически исключит опасения по поводу их состояния.
Я езжу быстро, люблю «крутить» мотор. Газ не для меня?
Установив ГБО, про замену топливного фильтра можно надолго забыть.
Собственно, отключены при этом только бензиновые форсунки. И несмотря на то что каждый прогрев двигателя осуществляется на бензине, производители ГБО настойчиво рекомендуют периодически ездить на штатном топливе, чтобы форсунки, да и вся бензиновая система питания хоть немного поработали.
У меня – Range Rover с V8 объемом 5 л. Мастера отказались ставить на него ГБО. Почему?
К примеру, 5-литровый Range Rover будет работать с ГБО, но для монтажа системы потребуется чуть ли не личное присутствие конструкторов. Основная проблема – просверлить отверстия для вкручивания газовых штуцеров. При выполнении этой операции малейшая ошибка или неточность в выборе места для отверстия может привести к повреждению интеркулера. Естественно, для выполнения такой операции потребуется высокое мастерство установщика, а по неопытности никто не хочет ненароком повредить дорогостоящий автомобиль.
Часто сложности с установкой ГБО возникают у владельцев Mitsubishi Pajero Wagon 3.5 GDI (6G74), Nissan X-Trail 2.0 (MR20DD) или Audi Q7 3.0 TFSI. Lexus LS460 можно переоборудовать на газ только в модификациях с распределенным впрыском, а вот технологию комбинированного впрыска, используемую в двигателе этого авто, пока никто из установщиков не победил.
Но со временем ситуация меняется, и производители газобаллонного оборудования предлагают все новые и новые решения.
Благодарим СТО PROFIGAS за помощь при подготовке статьи.