Ставим под уклон пять автомобилей с трансмиссиями разных типов и «забываем» перевести селектор в парковочный режим.
Авторы Михаил Кулешов и Стас Панин, фото: Георгий Садков
Конец апреля. Мелкий кусачий дождь. Настроение – прескверное. Я только прилетел из командировки и тороплюсь домой, чтобы побыстрее засесть за материал в уходящий номер «За рулем». Как назло, aвтомобиль оголодал: топлива в баке до дома не хватит. Толкаясь по пробкам, я даже предусмотрительно вытащил из сумки бумажник, чтобы отыграть хоть какое-то время. А еще пару минут спустя припарковался у колонки, заглушил машину, заблокировал двери и рванул в кассу.
Меня окликнул заправщик. Сначала я подумал, что он просит открыть бензобак. Но по интонации и жестикуляции быстро понял: дело плохо. Машина катилась задним ходом обратно в переулок и собиралась выбить страйк из Инсигнии и «икс-пятого». Время в моем сознании замедлилось в несколько раз…
Даже если вы водите автомобиль с автоматом, вариатором или роботом, выработайте привычку пользоваться ручником
Всё разрешилось благополучно – насколько этот эпитет уместен в данной ситуации. Поскольку я заезжал на заправку со слегка повернутыми колесами, автомобиль не врезался в поток перпендикулярно, а съехал в переулок по «накатанной траектории» и легонько ткнулся в фургон. Причина «побега» банальна: в спешке я забыл перевести селектор автомата в парковочный режим.
А ручником – как и многие из нас – на «автоматической» машине я не пользуюсь.
Кто виноват?
Разумеется, я сам. Но что сделал производитель, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора? Ни-че-го. Вообще.
Машина позволила вынуть ключ из замка зажигания, не предупредила зуммером о том, что селектор автомата остался в «опасном» положении, и позволила случиться тому, что случилось. Хорошо, на её пути не оказалось людей. Кстати, при схожих обстоятельствах под колесами собственного авто погиб голливудский актер Антон Ельчин.
Произошедшее стало для меня хорошим уроком, но производителей такие «мелочи», к сожалению, не бодрят. А потому мы провели эксперимент: поставили под уклон пять автомобилей с трансмиссиями пяти разных типов, притворившись, будто забыли селектор в «драйве».
Гидропроект
Автомобили с гидромеханикой могут (и обязательно это делают) катиться по своим делам с селектором коробки в любом положении, кроме «паркинга». Это не хорошо и не плохо – это физика. Но мы решили в очередной раз подкрепить теорию практикой, взяв для эксперимента Kia Rio.
Роль сцепления в классическом автомате играет гидротрансформатор, который не связывает мотор и коробку механически. На заглушенном двигателе – в отсутствие давления масла в гидросистеме коробки – он представляет собой разомкнутое сцепление. Да и сам автомат фактически переходит в «нейтраль», даже если глушишь мотор при селекторе в «драйве» или «реверсе». Ведь включение тех или иных передач осуществляется смыканием пакетов фрикционов за счет давления масла, которого в данном случае нет.
Именно так всё и происходит с нашим Rio. Но если сам факт «катания» не удивляет, то отсутствие блокировки ключа вызывает недоумение на грани негодования. Больше того, здесь нет и зуммера. А ведь Rio – современный автомобиль. Аналогичным образом ведут себя Accent и Creta, комплектующие для которых берут с той же полки. Чувствуете? Опасность поджидает на каждом углу.
Ситуация с вариатором очень похожая, ведь в качестве сцепления здесь также выступает гидротрансформатор, а включением переднего или заднего хода заведует планетарный редуктор с такими же пакетами фрикционов. В искусственном нейтральном положении «вариаторная часть» (шкивы) проворачивается без большого усилия, отправляя автомобиль, заглушенный в «драйве» или «реверсе», в свободный полет. Благо, в подопытном Икс-Трейле восьми лет от роду есть и блокировка шайбы-заглушки, играющей роль ключа, и предупреждающий зуммер. Тем не менее расслабляться владельцам машин с вариатором однозначно не стоит.
Не роботает
Честь роботизированных коробок сегодня отстаивают Renault Sandero с однодисковым роботом и Ford Focus с преселективом PowerShift. Начинаем с Сандеро – ситуация с ней интереснее.
Однодисковые роботы ведут себя почти как обыкновенные механические коробки. Разница лишь в том, что работой сцепления и переключением передач управляет электроника. На таких роботах сцепление по умолчанию сомкнуто. Этот статус сохраняется и при неработающем двигателе. А вот подключение передачи переднего или заднего хода зависит от того, в каком положении селектора было выключено зажигание. Если это произошло на «драйве» или «реверсе», то физически останется включенной первая или задняя передача. Но если заглушить машину в «нейтрали» и перевести селектор в D или R после того, как выключишь зажигание, она непременно укатится. Положения P у селектора однодисковых роботов нет.
Применительно к Sandero теория вновь подтверждается практикой. А поскольку зуммера или блокировки ключа по описанным выше причинам здесь нет, остается надеяться только на собственную внимательность. От греха подальше, я не брезговал бы и ручником. Хотя бы в теплое время года.
С преселективами всё неожиданно проще. Здесь сцепления по умолчанию разомкнуты, и когда мотор не работает – тоже. Соответственно, совершенно не важно, в каком положении селектора глушишь двигатель. Если не поставишь коробку в «паркинг», автомобиль покатится даже на небольшом уклоне. Так работают роботы PowerShift и DSG.
Тестовый Focus с кнопочным пуском двигателя спокойно глушится в «драйве» и «реверсе», но информирует водителя звуковым сигналом. А вот Golf седьмого поколения с обычным ключом просто не позволяет вынуть его из замка зажигания при «неправильном» положении селектора. Именно этого мы и ждем от всех без исключения автомобилей с ключевым пуском.
И палка раз в год стреляет
Вас наверняка мучает вопрос: ради чего они притащили на склон автомобиль с механической коробкой передач? Отвечаем. Здесь всем заведует сам водитель, помощи ждать не от кого. Подвоха – вроде бы тоже. Обычное сцепление обеспечивает механическую связь между двигателем и коробкой, и, пока соответствующая педаль не нажата, а рычаг коробки где угодно, кроме «нейтрали», нужно приложить определенное усилие, чтобы провернуть двигатель.
Нюанс в том, что чем выше выбранная передача, тем меньшее сопротивление нужно преодолеть. И если на первой или задней передачах машина останется неподвижной даже на крутом уклоне, то на пятой или шестой может укатиться даже с безобидной горки. Volkswagen Caddy сопротивлялся тарированному уклону вплоть до четвертой передачи, но на пятой покатился. Да – медленно, да – проворачивая коленвал рывками. Но разве нам от этого легче? Если прежде вы не обращали внимания, на какую передачу ставите автомобиль, самое время задуматься и выработать привычку ставить на первую или заднюю. И ведь наш Caddy – дизельный! Бензиновый (с меньшей степенью сжатия) укатился бы еще раньше.
Мы прошерстили не один автомобильный форум, но не нашли обитаемых тем про «сбегающие» автомобили. Как ни странно, никто не паникует и не бьет в барабаны! Хотя случаи, подобные моему, были и есть: недавно под моими окнами укатился с парковки «автоматический» Duster, забытый в «драйве». Ему повезло – проехал всего полтора метра и мирно уперся в бордюр. Это лишь подтверждает, что все мы люди и время от времени совершаем ошибки. Может, молчим об этом потому, что не хочется выглядеть этаким «чайником» в глазах интернет-сообщества и друзей?
Как видите, от типа трансмиссии зависит не так уж много. Если отвлечешься, даже «механическую» машину, оставленную на вершине горы, рискуешь найти у ее подножия. Впрочем, мы упираем всё же на «две педали». И настаиваем, чтобы производители не экономили на таких мелочах, как зуммер и блокировка ключа. Если не получится договориться, почему бы не сделать это обязательным условием для сертификации?