Газ в автомобиле продлевает жизнь двигателю, существенно снижает расходы на эксплуатацию и совсем не опасен. Правда ли это?
Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин
Газа в стране полным-полно
Автомобильное газовое топливо бывает двух видов: сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатый природный газ (СПГ), который ещё называют компримированным (КПГ). Сжиженного газа (смесь пропана и бутана) у нас в Украине действительно полным-полно, ведь это побочный продукт при переработке нефти в бензин, при этом он относительно дёшев. А вот метана гораздо меньше, и ездит на нём обычно суровая государственная техника дремучих времён.
Заправки пропан-бутаном нынче едва ли не на каждом шагу, причём газ готовы «задуть» как на практически любой обычной АЗС, так и на специализированных газовых станциях (многие из которых являют собой просто цистерну с колонкой). Со сжатым газом дела обстоят значительно хуже. Даже на многомиллионный Киев лишь четыре метановые заправки.
Вдвое дешевле
Сжиженный газ для автомобилистов во все времена стоил примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. Метан – ещё дешевле: если за литр пропан-бутана на момент подготовки номера в среднем по Украине просят 11,85 грн, то за кубометр метана – 10,98 грн.
Чтобы вычислить чистую выгоду от перехода на газ, необходимо учесть и дополнительные расходы. Изначальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс его установка и обязательная регистрация обойдётся не дешевле 14 тысяч гривен – это самый минимум, если всё делать по-правильному. Установка для работы на метане – почти вдвое дороже, прежде всего из-за дорогих баллонов, выдерживающих большое давление.
Километр, пройденный автомобилем на пропан-бутане, обходится на 40% дешевле, чем на бензине
Кроме того, ГБО нуждается в периодическом обслуживании и опрессовке баллонов, что тоже повышает расходы. Эксплуатационный расход газа примерно на 5–10% выше, чем бензина: этот процент зависит от качества оборудования, режимов работы мотора и прочих технических нюансов. По факту экономить будут лишь те, у кого среднегодовые пробеги превышают 20 000 км. А если ездите немного и не каждый день – газ не про вас.
Бензин всё равно нужен
Это правда – пустить холодный мотор на газе почти невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа гораздо ниже, чем у бензинов. Да и диафрагмы газового редуктора в сильные холода теряют эластичность, что снижает их ресурс. Потому при пуске аппаратуру переводят в «бензиновый» режим, и только потом, после полного прогрева до нормальной рабочей температуры, возвращают обратно в «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами определяют, когда переключаться с одного топлива на другое. К тому же бензин понадобится и на тот случай, если газ закончится, а заправки поблизости не окажется.
Газ не пахнет
Ни природный, ни нефтяной газ запаха не имеют. Но поскольку утечки газов крайне опасны, в их состав добавляются так называемые одоранты, обладающие резким запахом. Почувствовали характерный запах – срочно на сервис искать утечку и регулировать аппаратуру. Пахнуть будут автомобили с удалённым каталитическим нейтрализатором – в привычном букете вредных газов будут улавливаться нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.
Сколько литров в 60‑литровом баллоне?
Нет, не 60, а около 50. Причина простая: это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве – чтобы баллон не разорвало изнутри. Для этого на баллоне установлен мультиклапан, препятствующий наполнению больше чем на 85%.
Газ продлевает ресурс мотора
Не продлевает, но и большинство страшилок насчёт вредности газа явно преувеличены. Газ чуть лучше бензина относится к поршневой группе мотора, и чуть агрессивнее к выпускным клапанам. Горит газ медленнее, догорание происходит при открытых клапанах, которые больше нагреваются.
Газ чище бензина: в нём нет серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и нагара). Поэтому срок службы масла при работе двигателя на газе повышается. Хотя есть и ложка дёгтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды. На непрогретом двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера она конденсируется, обводняет масло, тем самым снижая его характеристики.
Перевести на газ можно любую машину
Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива – такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника – оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.
О безопасности
Газ опаснее бензина. Неправильный монтаж ГБО может вызвать утечку, а её и определить сложнее, и воспламеняется газ охотнее бензина. При этом особенно опасен сжиженный газ, который тяжелее воздуха – он не поднимается вверх, а скапливается под автомобилем, в ямах и подвалах гаражей. Кстати, именно по этой причине машины с ГБО зачастую не пускают в подземные паркинги.
Манометр на газовой заправке показывает, что газ закачивается в баллон под давлением аж 16 бар. Но при срабатывании клапана отсечки в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – а это уже не столь пугающий показатель. До сравнимых величин накачивают, например, колёса грузовиков.
НАШЕ МНЕНИЕ
Перевод машины на газ оправдан только в тех случаях, когда вы собираетесь ездить на машине долго и много. А среднестатистическому автолюбителю переоборудовать машину на газ не имеет смысла. ЗР