Что такое индекс вязкости масла, и почему на морозе «синтетика» работает лучше «минералки»?
Автор Михаил Колодочкин
Что такое HTHS?
Параметр HTHS (в переводе – высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) описывает высокотемпературную вязкость масла согласно требованиям SAE. Но, в отличие от привычной вязкости при 100 ˚С, на которую указывают цифры в обозначении после W (например, 0W‑40), это – не кинематическая, а так называемая динамическая вязкость, измеряемая при 150 ˚С. Она характеризует сопротивление, оказываемое маслом при попытке сдвинуть один его слой относительно другого.
HTHS указывает на энергосберегающие свойства моторного масла, а также на несущую способность масляной плёнки. Чем ниже HTHS, тем меньше потери на трение и, следовательно, лучше энергосбережение. В то же время, чем выше HTHS, тем выше прочность масляной плёнки. Разработчики мотора определяют, при каком минимальном HTHS двигатель сохраняет работоспособность (HTHS не указан на упаковках, но присутствует в спецификациях моторного масла). А покупатель с оглядкой на это значение может подобрать наиболее подходящее масло – с точки зрения энергосбережения и прочности масляной плёнки (см. таблицу).
На что влияет индекс вязкости?
Индекс вязкости – безразмерный параметр, который обычно указывают не на канистрах, а в документации на моторное масло. Чем этот индекс выше, тем меньше меняется вязкость масла во всём температурном диапазоне. У современной «синтетики» этот параметр доходит до 200 и более, у «минералки» – в полтора-два раза ниже. По этой причине «синтетика» на морозе ведёт себя лучше «минералки».
Зола в масле! Зачем?
Масла разделяют ещё и по степени зольности. Термин SАPS (Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur) определяет содержание сульфатной золы, фосфора и серы в моторном масле. Масла со средней или низкой зольностью (Mid SAPS и Low SAPS) необходимы для автомобилей, оборудованных системами понижения токсичности отработавших газов и трёхкомпонентными каталитическими нейтрализаторами: такие масла продлевают ресурс системы очистки выхлопа. Полнозольные масла (Full SAPS) этого обеспечить не могут, но у них есть другое достоинство – более высокая моющая способность и повышенная устойчивость к воздействию некондиционного топлива. Кроме того, соединения серы и фосфора являются мощными антиоксидантами и входят в состав противоизносных, антиокислительных и антифрикционных присадок.
Как разобраться, у какого из продаваемых масел какая зольность? Все градации заложены в европейской классификации АСЕА, которую практически всегда указывают на канистрах. Маркировка ACEA Ax/Bx соответствует Full (High) SАPS, а ACEA Cx – Low SАPS и Mid SАPS (их объединяют в одну категорию). Что касается выбора конкретного продукта, то в старые машины, а также в автомобили с «пробитыми» или вырезанными нейтрализаторами, можно лить полнозольные масла. Остальным необходимы масла со средней или низкой зольностью.
Какое масло лучше на морозе – 0W‑30 и 0W‑40?
Некоторые водители утверждают, что масла типа 0W‑30 или 0W‑40, имеющие одинаковые первые цифры в обозначении, могут вести себя по-разному при холодных пусках. Другие возражают: оба масла – так называемые «нулёвки». Кто же прав?
Ноль перед буквой W не указывает на конкретное значение вязкости масла на морозе, а лишь ограничивает её максимальную величину. Теоретически число после буквы W не должно влиять на холодный пуск, но на практике низкотемпературная вязкость масел 0W‑30 обычно оказывается ниже, чем в одноимённых 0W‑40. Иными словами, технологический запас до экстремальных значений вязкости у «тридцаток» всё-таки выше, чем у «сороковок». Поэтому, для облегчения пуска мотора при низких температурах есть смысл выбирать именно «тридцатку», а не «сороковку» – если, конечно, производитель автомобиля это разрешает.
Счастливого пути с правильно подобранным маслом! ЗР