Итак, свершилось: Верховная Рада приняла нашумевшие законопроекты 8487 и 8488 об изменении правил и тарифов таможенного оформления автомобилей. Но только, как это всегда бывает в нашем государстве, от них снова мало кто выигрывает.
В однозначном выигрыше те, у кого сейчас нет автомобиля и кто намеревается пригнать его из Европы – разумеется, впоследствии честно растаможив. Во-первых, ставки акциза стали меньше – от 5 до 38 (!) раз. Во-вторых, льготный трёхмесячный период со скидкой на растаможку 50% распространяется абсолютно на всех граждан. В-третьих, отменены все ограничения по экологическим стандартам: пригоняйте хоть дымящую развалюху Евро 0. Кстати, последнее наконец-то сделает возможным законный ввоз в Украину ретротехники – долгожданная радость коллекционерам и реставраторам…
Граждане Евросоюза поистине возликуют: они теперь благополучно сбагрят к нам откровенный автохлам, вплоть до экземпляров, способных передвигаться только на эвакуаторах. Если раньше для них старый автомобиль был сплошной головной болью и за его утилизацию следовало заплатить немалые деньги, то теперь кусок чермета можно легко, быстро и выгодно продать страждущим украинцам. А наша страна превращается в сплошной европейский мусорник.
Пресловутые «владельцы» автомобилей на «нетрадиционной регистрации» получили мало чего хорошего. Начнём с того, что за самые ушатанные и великовозрастные машины (коих большинство) даже со скидкой придётся заплатить суммы, в полтора-два раза превышающие их остаточную стоимость. Вдобавок для растаможки и регистрации автомобиль должен быть снят с учёта – для этого тому, кто нынче ездит на нём в Украине, необходимо совершить вояж в Польшу или Литву, найти ту самую фиктивную фирму или некоего гражданина, на которых оформлена машина: согласитесь, в большинстве случаев это просто нереально. Правда, некоторые эксперты, в частности, председатель Всеукраинской ассоциации импортёров и дилеров Олег Назаренко, считают, что новопринятые законы, как всегда, имеют недоговорки и лазейки. Так, они позволяют оформить автомобиль на внутренней таможне даже без документов – достаточно лишь договора купли-продажи, который не требует нотариального заверения. То есть его можно нарисовать, образно говоря, в любой подворотне. Впрочем, тот факт, что объединение автонелегалов продолжает бунтовать, наглядно показывает: радости им новые законы не принесли.
Больше всех проиграли владельцы честно приобретённых автомобилей на украинской регистрации, за которые во всей полноте уплачены положенные сборы. Как в сказке в полночь карета превратилась в тыкву, так и их машины в одночасье подешевели на четверть, а то и на треть. Причём можно с уверенностью сказать, что это уже произошло – даже пока закон не вступил в силу и (на момент выхода нашего материала) не подписан президентом, очевидно, что цены на автомобили на внутреннем рынке начинают обвал. Кто станет покупать авто за условные $10 тысяч, когда совсем рядом ярко замаячила перспектива получить машину из Европы в явно лучшем состоянии тысяч за семь?
Явный плюс новых законов разве что в развале теневого «бизнеса» по созданию фиктивных литовских фирм и пригону автомобилей на еврономерах. Ибо с введением законов в действие уже никому не понадобится платить тысячу-полторы евро за ввоз этих машин и по паре сотен евро за «перезаезд». Неудивительно, что собственники этого нелегального конвейера и все, кто в доле, стремятся любыми способами лоббировать вето на эти законы.
В ожидании скидок
А что же будет с ценами на новые автомобили иностранного производства в салонах официальных дилеров? Ждать ли нам обвала цен – ну или хотя бы некоторого приятного их снижения, будут ли дилеры распродавать со скидками склады машин, растаможенных по прежним тарифам?
Мы опросили крупнейших украинских импортёров. Многие из них ещё в замешательстве от принятых решений Рады и погружены в изнурительные расчёты. Некоторые (наверняка по тем же причинам) воздерживаются от комментариев, ссылаясь на то, что законы ещё не подписаны президентом. Первыми не побоялись поделиться своими мнениями импортёры Mazda и Nissan.
Юлия Сивак, директор департамента Mazda компании «АВТО Интернешнл», предполагает, что для абсолютного большинства автомобилей ничего не изменится, приводя в пример расчёты для машин с бензиновым двигателем объёмом 1490 см3 – это самый массовый и популярный сегмент. Сейчас акцизный сбор таков: 1490 см3 х 0,063 евро = 93,87 евро. По новому закону акциз рассчитывается так: 1,49 л х 50 евро = 74,5 евро. С учётом 20% НДС экономия составит всего лишь 23 евро – или менее 800 гривен. Таким образом, автомобили с моторами 1,5 л и близких объёмов могут подешеветь не более чем на 0,1% – а ведь текущие колебания курса гривны к валютам в рамках 1–2% влияют на стоимость куда значительней.
С двигателями большего объёма ситуация интереснее. Рассмотрим авто с бензиновым мотором объёмом 1990 см3. Нынешний акциз таков: 1990 см3 х 0,267 евро = 531 евро. По новым ставкам будет так: 1,99 л х 50 евро = 99,5 евро. Итоговая экономия – 518 евро или около 16 тысяч гривен, что обычно в таком классе составляет в среднем 2% от цены. На автомобиль с бензиновым двигателем объёмом 2490 см3 сегодня акциз составляет 687 евро, по новым ставкам ожидается 125 евро, что вкупе с НДС даст скидку в 674 евро или 21 тысячу гривен – это обычно те же 2% от нынешней стоимости.
То есть вроде бы как у покупателей машин с большими мощными двигателями есть смысл ждать вступления законов в силу. Однако уже на декабрь нам прогнозируют основательную просадку гривны до 29,5 за доллар: из-за этого скачка автомобили подорожают примерно на 5%. Поэтому, как считает Юлия Сивак, гораздо выгоднее приобрести машину сегодня, получив ещё и приятную скидку в автосалоне, чем ждать у моря погоды – рассчитывая на меньший акциз, но рискуя в итоге крепко потерять на колебании курса нацвалюты.
Кроме того, в представительстве Mazda отмечают: при текущем вялом рынке склады растаможенных автомобилей не очень велики, а уже не за горами новый год с его традиционными дилерскими скидками. Эти распродажи однозначно с лихвой перекроют всю теоретическую выгоду от новых акцизных ставок, которые наверняка вступят в силу никак не раньше самого конца 2018 года, а то и января 2019-го.
Андрей Нестеренко, генеральный директор «Ниссан Мотор Украина», также считает, что снижение акциза для автомобилей с двигателями небольшого и среднего объёмов никак не повлияет на их стоимость. Изменение цен на эти машины будет зависеть от коммерческих целей, преследуемых дистрибьютором, и объёма склада. То есть если компания намерена выставить выгодную ценовую акцию или имеет проблемы с реализацией каких-либо моделей, то можно ожидать удешевления на 10–15 тысяч гривен. А вот изменение акцизных ставок на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями объёмом соответственно выше 3,5 л и 3 л безусловно приведет к значительному снижению розничных цен на такие автомобили едва ли не сразу после вступления закона в силу.
Но что будет со стоимостью для клиентов автомобилей, уже заказанных в производство? Андрей Нестеренко разъясняет: у дистрибьюторов, как правило, единая ценовая политика на все автомобили. Это означает, что если компания приняла решение изменить цены, то сделает это для всех автомобилей: как для тех, которые уже находятся в дилерских центрах, так и для машин, которые ожидают поставки.
От 50 евро за растаможку авто: а про НДС, ввозную пошлину и пенсионный фонд забыли?