Шинному заводу из Белой Церкви в этом году исполняется 45 лет. С какими достижениями он встречает юбилей, рассказывает генеральный директор предприятия Александр Далиба.
– Какую продукцию и в каких объёмах сейчас выпускает завод «Росава»?
– В нашем ассортименте, который мы постоянно расширяем, – полный спектр шин для всех видов транспорта. Мы выпускаем шины для легковых и коммерческих автомобилей, для грузовиков и автобусов и, конечно, для сельскохозяйственной техники. В этом году мы намерены произвести 4,5 млн шин, из которых 4,3 млн – легковые.
– Исходя из таких объёмов, очевидно, что вы работаете отнюдь не только на украинский рынок.
– Разумеется! Для многих станет удивительным открытие, что продукция «Росавы» сейчас уходит примерно в шесть десятков стран мира. Причём это вовсе не государства Африки или Азии – в первую очередь мы поставляем наши шины на рынок Евросоюза, а также в Северную Америку и, конечно, в страны СНГ. Экспорт в Европу – подчеркну, и в Центральную, и в Западную – мы смогли нарастить в прошлом году на 48%, и сейчас мы не просто закрепляем этот успех, а продолжаем рост и готовим себе прочный фундамент для ещё одного мощного прибавления продаж. Уже по результатам девяти месяцев текущего года уровень продаж в Европу вырос на 20%.
– Что же станет этим фундаментом?
– Совершенно новые линейки шин, над развитием которых мы неустанно работаем. Мы гордимся нашим свежим семейством летних шин PREMIORRI Solazo S Plus: его мы разрабатывали как раз с прицелом на рынок ЕС, подробно изучив статистику наиболее востребованных типоразмеров на протяжении последних пяти лет. Именно в этом семействе «Росава» в прошлом году выпустила свою первую шину раз мерностью 17 дюймов, но на этом наша маленькая революция типоразмеров не заканчивается: в ноябре этого года мы запустим производство 18-дюймовых шин. А в скором будущем выйдем и на более крупные типоразмеры для премиальных кроссоверов – так что и 20-дюймовая шина от компании «Росава» уже не за горами. Также мы начинаем осваивать принципиально новую модель зимних шин PREMIORRI ViaMaggiore Z Plus. Идея создания этой шины у нас возникла в конце 2016 года, а в январе текущего года мы обсуждали эскизы рисунков протектора и концепт линейки. И приятно отметить, что, уже в ноябре, мы презентуем новинку публике. Это будет шина, новая во всех смыслах – начиная от самых передовых решений в её конструкции и компонентах и заканчивая совсем другими методами продвижения этой модели на рынке.
– Вы сами создаёте новые линейки шин или вам помогают иностранные эксперты?
– Мы давно сотрудничаем с мировыми лидерами шинной индустрии. Один из основных партнёров «Росавы» – чешский институт IGTT, который занимается разработками шин, изготовлением пресс-форм, а также проводит полный комплекс международных стендовых испытаний шин всех назначений. Также доводить наши продукты до запланированных характеристик нам помогают компании Michelin, IDIADA (Испания), которые, в частности, предоставляют нам свои лаборатории и треки. Наши шины про ходили испытания на полигонах Nokian Tyres! К слову, эти испытания продемонстрировали и нам, и рынку, что нынешние модели, производимые в компании «Росава», можно сравнивать с продукцией первой десятки мировых шинных гигантов. У нас нет ни одного теста, за результаты которого нам было бы стыдно, и это заряжает нас большим оптимизмом: значит, мы можем! Всё сырьё для производства «Росава» получает от передовых компаний, которые являются поставщиками ведущих шинных брендов: от каучука до текстильного и металлического корда. Оснастку производственных линий нам планируют южнокорейские специалисты..
– Кстати, об оснастке – наверняка она сейчас на заводе уже не та, что 45 лет назад. Как вы модернизируете производство?
– С 2005 года в перевооружение и модернизацию нашего предприятия инвестируются значительные финансовые ресурсы. И с полным правом можем гордиться тем, что сейчас используем максимально современное оборудование, которое существует в мире. Так, поставлены комплексы для сборки шин голландской компании VMI – это непревзойдённый лидер в производстве наиболее совершенных и автоматизированных шинных стан- ков. Помимо прочего импортного оснащения, у нас имеется оборудование немецкой фирмы Нarburg Freudenberger (подразделение концерна Krupp) и испытательная линия Hofmann, – также родом из Германии. На должный уровень мы вывели производство шипованных шин. Ошиповка в гаражах и магазинах – это вчерашний день: только заводская установка шипов может гарантировать их надёжное крепление и правильную работу на льду. Поэтому производственные линии мы оснастили оборудованием по ошиповке шин, а сами шипы получаем из Финляндии – отмечу, что их поставщик ежегодно модернизирует и улучшает свой продукт. Вообще, мы модернизируем не только оборудование, но и саму философию нашего производства – от логистических и технологических цепочек до ремонта помещений, меняя сознание каждого работника: когда человек гордится своим предприятием, он сам горит желанием делать свою работу лучше.
– Как вы контролируете качество своих шин?
– Очевидно, что выпуск современных линеек продукции, идущих на экспорт в самые взыскательные страны мира, потребовал от нас полного пересмотра стандартов качества. Мы создали самостоятельную службу качества, в ведении которой находится каждый момент производства – от контроля сырья до слежения за соблюдением технологической дисциплины. Все только что сошедшие с конвейера шины обязательно проходят внешнюю дефектовку у бдительных контролёров. После чего шина отправляется на автоматическую линию инспекции качества Hofmann, где она проходит стопроцентный контроль по выходным характеристикам. И сейчас мы достигли такого совершенства в учёте производственных цепочек, что если находим брак в шине, выпущенной в последние пять лет, то можем в считанные минуты определить, когда, на каком оборудовании и какими рабочими эта шина была изготовлена. Естественно, что ведение подробной технологи- ческой истории буквально каждой шины значительно дисциплинирует персонал и повышает стандарт производства. Да, о стандартах – сейчас мы внедряем систему управления качеством ISO TS. Это высшая ступень стандартов ISO для автомобильной промышленности. И специалисты голландской компании, которые проводят для нас аудит качества, неизменно отмечают наши успехи.
– В чём вы видите приоритет развития вашей компании?
– Наша задача – удовлетворить всех покупателей «Росавы» в Европе, Америке и, разумеется, в Украине достойными шинами с мировым качеством и характеристиками, соответствующими ожиданиям потребителей, но с украинской ценой. И в этом есть более высокий смысл, чем просто достижение при- были. Успешность бизнеса немыслима без успешности страны, и наоборот: это очень тесно взаимосвязанные понятия. Да, «Росава» сейчас поднимается на невиданные ранее высоты – но чтобы мы были ещё удачливее на рынках, нам надо рекламировать наше государство. Мы должны доказать миру, что Украина – это в первую очередь не поля пшеницы и не карпатские леса, а мощнейший индустриальный и интеллектуальный ресурс: у нас лучшие айтишники, лучшие инженеры, лучшие заводы и шины. И когда у Украины будет такой имидж, то каждое её предприятие добьётся еще большего на внешних рынках. Поэтому сейчас, продвигая в мире нашу марку, мы продвигаем страну.