В начале весны в Украину прибыл самый дешевый автомобиль в мире. И уже успел породить целую бурю страстей. Разумеется, мы не могли остаться в стороне. Автор Николай Захаренков, фото автора
Редко какая модель удостаивается столь прохладного приема. Сеть буквально вскипела. «Сами ездите на таком!». «Сколько-сколько? Да дешевле бэушную иномарку купить!». «И как это вообще назвали автомобилем?!».
Все по-своему правы, особенно приверженцы третьей точки зрения. Самым дешевым в мире автомобилем Bajaj Qute назвал Гугл – тот еще провокатор. Не верите? Введите в поисковую строку фразу «самый дешевый автомобиль» и убедитесь сами. Мне, по крайней мере, Гугл ответил именно так, дав формальное право рассказать о Qute в автомобильном журнале.
Однако Европейская экономическая комиссия ООН считает это транспортное средство квадрициклом снаряженной массой до 400 кг (категория L7). От квадроцикла Qute отличается автомобильной посадкой водителя и пассажиров, круглым рулем и наличием кузова, защищающего от непогоды. Но кто из нас читает классификации ЭЕК ООН? Зато буквально все обращаются к Гуглу.
А может он, напротив, оказался ближе всех к идее, заложенной в Qute его производителем? На презентации Qute удалось пообщаться с представителем компании Bajaj Auto, которая считается одним из крупнейших в мире производителей мототехники и лидером в производстве… тук-туков. Кто отдыхал в экзотических странах, тот хорошо знаком с ними. А прочим – опять же, Гугл в помощь.
Гражданин мира
Технологию выпуска тук-туков Bajaj Auto когда-то приобрела у итальянской Piaggio. Покупка оказалась успешной, подстегнув страсть индийцев к открытию новых для них рыночных ниш. А потом родилась задумка сотворить нечто, занимающее промежуточное положение между самым дешевым мотоциком и самым дешевым автомобилем. Так почти три года назад и появился Bajaj Qute.
Однако в Индии, по словам представителя компании, Qute не продается! Выпускается исключительно на экспорт – есть нюансы в индийском законодательстве. Не будем углубляться в него, ибо со стороны оно кажется мутным, как воды Ганга. Отметим лишь, что нюансы связаны с конкуренцией, а не с безопасностью. С последней все как раз предельно ясно: Bajaj Qute был бит в тестах EuroNCAP и заработал одну единственную звезду. И это странно.
Проще не бывает
Странно, что он ухитрился заработать хотя бы одну. Крыша у Qute пластиковая, подушек безопасности нет и в помине, а количество заклепок, соединяющих кузовные детали, подозрительно невелико. Да и сварные швы выглядят не очень аккуратно и совсем не убедительно. Не знаю, отважился бы я катать свою семью на Qute по дорогам общего пользования. Но сам рискну – профессия обязывает.
Назвать салон Qute спартанским – значит сделать ему комплимент. Здесь нет почти ничего из того, что мы привыкли видеть в современном автомобиле; даже печка опциональна и предлагается за 3700 грн. Руль и три педали – да, в наличии, как и рукоятка коробки передач. Пластик приборной панели гулкий, шумоизоляция отсутствует в принципе. Спасибо, что хоть окна в дверях застеклены – самые первые экземпляры были лишены даже этого.
Багажник у Qute, как и у Porsche 911, расположен спереди, а двигатель – сзади. 217 «кубиков» объема, 13 лошадей и 20 ньютонометров. Данных о разгоне вообще нет (как и многих других, кстати), а максимальная скорость – 70 км/ч. От стандартного Смарта наш Кьют отличается наличием полноценного второго ряда сидений. Не по комфорту – его нет и на передних «сидушках», а в смысле пространства для ног. Удивительно, но двое взрослых легко там усядутся.
От винта!
Перед началом теста я залил в почти пустой бак пять (!) литров топлива и за день выкатал лишь чуть больше половины. Во-первых, расход топлива невероятно мал: 3,5 л/100 км по паспорту и, похоже, он не сильно и привирает. А во-вторых, я изначально построил маршрут, не предусматривающий далеких марш-бросков. Признаться, предполагал, что долго выдержать общество Кьюта просто не смогу.
Но он оказался не так и страшен, как его малюют. По большому счету, привыкать пришлось к двум вещам: стрекоту мотоциклетного движка и секвентальной коробке передач с ее последовательным переключением. Толкнул рычаг вперед – первая, еще раз – вторая и т.д. Вниз переключаешься в обратном порядке. Всего передач – пять, плюс одна задняя. Двигать рычаг вверх-вниз, а не по H-образной траектории, действительно, нужно привыкнуть.
Но когда привыкнешь, особого дискомфорта не испытываешь. Постепенно замечаешь и другие преимущества Кьюта. Так, он разворачивается чуть ли не на месте (радиус разворота – 3,5 м) и обладает дорожным просветом в 180 мм. К дорожным ямам относится на удивление стойко, комфорт подвески вполне удовлетворительный.
На дороге эта кроха занимает примерно половину стандартной дорожной полосы. Но не столько это позволяет легко лавировать в потоке, сколько дружелюбие других водителей. На Кьют глазеют, улыбаются и снисходительно машут рукой, пропуская его вперед.
Служить и доставлять
Однако ездовые качества Кьюта, по большому счету, не имеют значения. Его предназначение – служить и доставлять. Предполагается, что 95% клиентов купят его для бизнеса. А точнее, для развозки еды, продуктов, запчастей… Да мало ли чего? Я бы даже сказал, 99,9% покупателей (первые, кстати, уже есть) будут рассматривать Qute исключительно в качестве работяги-извозчика.
И у них будет свой резон. Несмотря на высоту цены ($5200!), Qute дешевле своего ближайшего преследователя, Ravon R2, тысячи на три. При оптовой закупке счет сэкономленным средствам идет уже на десятки тысяч долларов или на сотни тысяч – гривен. При регистрации не нужно платить в Пенсионный фонд, а стоимость страховки гражданской ответственности составит около полутысячи гривен в год. Ломаться в Qute, как мы уже поняли, почти нечему, а починить его можно чуть ли не на коленке. «Коробчатая» форма кузова делает его удобным для оклейки рекламой.
А мнение водителя о ездовых качествах Кьюта босса не особо интересует. Таков уж звериный оскал капитализма. Главное, что на Кьюте можно развозить пиццу круглый год. Даже зимой в мороз, чего не сделаешь на мопеде. И у пиццы, едущей на этом «индийце», больше шансов остаться горячей. Потому что все сиденья, кроме водительского, можно снять, превратив салон в один сплошной багажник. Да еще и обогреваемый – если, конечно, будет решено доплатить 3700 грн за печку.
Благодарим компанию «МотоМания Украина» за помощь в организации тест-драйва.