Посторонний запах в салоне автомобиля – серьезный повод задуматься о том, что с ним происходит.
Можно, конечно, не задумываться, а просто повесить на зеркало заднего вида ароматизированную елочку. Или зажать нос прищепкой – тоже вариант. Увы, не лучший: запахи сообщают нам о неисправностях, которые требуют устранения, и подчас – срочного. Какие именно? Разбираемся вместе с техническими экспертами корпорации «УкрАвто».
Запах сладостей, хоть и навевает милые воспоминания из далекого детства, должен насторожить. Как правило, он свидетельствует о проблемах с системой охлаждения.
Приглушенный, не очень явный запах сладкого сиропа говорит о том, что источник проблемы, скорее всего, расположен под капотом. Это может быть утечка охлаждающей жидкости, вызванная неисправностями помпы, трещинами расширительного бачка или радиатора системы охлаждения. А ведь современные двигатели изначально «горячее» своих предшественников: поднятие рабочей температуры позволяет увеличить КПД. В пробках температура охлаждающей жидкости вполне может достигать 125 (!) градусов, поэтому ее утечка чревата серьезными последствиями. Заметим, что из-за недостатка антифриза прежде всего нарушается охлаждение верхней, наиболее горячей части двигателя, что приводит к потере герметичности газового стыка. Затем зона перегрева расширяется, и перечень последствий – тоже: от небольших задиров на стенках цилиндра до намертво «впаянных» в канавки поршневых колец.
Если запах сильный, то неисправность почти наверняка находится в салоне автомобиля. Скорее всего, причиной является течь радиатора отопителя или подведенных к нему шлангов. На выходе имеем те же проблемы, что описаны выше, плюс лужа под ногами.
Во всех вышеописанных ситуациях проблему можно не только унюхать, но и увидеть: уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, как правило, снижается. Заметим, что обнаружить лужу под ногами можно и по куда более тривиальной причине: нарушена герметичность салона. Из-за прохудившегося уплотнителя в салон проникает дождь и пропитывает салонный коврик, который и начинает благоухать. Только вот запаха «кондитерки» в этом случае не будет, амбре будет куда менее приятным: примерно так пахнут мокрые плавки, забытые на дне пляжной сумки.
Однако в этом запахе не всегда виноват именно уплотнитель: нередко затхлый «аромат» источает старый забитый салонный фильтр или даже кондиционер. Сам он при этом вполне может быть исправным, но на его испарителе образуется плесень. Поэтому, кстати, перед выходом из автомобиля рекомендуется отключить кондиционер и на пару минут увеличить скорость вращения вентилятора: сильный поток воздуха будет хорошей профилактикой. Иногда «запах плавок» вызывает поврежденная трубка отвода конденсата – тут уж бесполезно вращать регулятор вентилятора, нужно обращаться к специалисту.
Если пахнет горелым маслом, а вы ничего не жарите – поспешите заглянуть в моторный отсек. Нередко виновата прохудившаяся прокладка клапанной крышки: сочащееся из-под нее масло попадает на раскаленный выпускной коллектор. Если утечка небольшая, она вряд ли приведет к пожару, но ничего хорошего в том, что масло нашло еще один способ потихоньку убегать из двигателя, конечно нет. Масляное пятно на стенке двигателя начнет быстро зарастать грязью – это как минимум не эстетично.
Но если масло попадает в подкапотное пространство (и на коллектор) по вине системы циркуляции картерных газов, то проблемы нарастают стремительно, если не сказать – взрывоподобно: повышенное давление картерных газов может сорвать шланг или даже выдавить масляный щуп! В этом случае проблему легко распознать: все подкапотное пространство будет залито маслом. Передвигаться дальше в этом случае можно только на эвакуаторе, а пунктом назначения должна стать СТО. Схожая «картина маслом» наблюдается при разрыве магистрали гидроусилителя руля – давления в системе вполне достаточно, чтобы масло залило буквально все под капотом и добралось до выпускного коллектора.
А вот другое масло – трансмиссионное – издает запах серы. Возможно, течь дали уплотнители коробки передач. Запах тухлых яиц может свидетельствовать о проблемах в системе выпуска отработавших газов: вероятнее всего, пришел в негодность каталитический нейтрализатор.
Запах жженого металла ожидаемо издает перегретый металл, а вот источник может быть разный. Прежде всего, это тормозная система. Ладно, если просто забыли отпустить стояночный тормоз – это легко исправить. А вот подклинивающий поршень в суппорте должен стать поводом, не откладывая, обратиться к грамотному специалисту: тот исправит проблему и даже проведет профилактику, позволяющую избежать повторения неприятной ситуации в будущем.
Когда запах перегретого металла возникает после длительных и резких торможений, то скорее всего, перегреты тормозные диски. Если они при этом еще и приобретают сизый оттенок, перегрев можно считать критическим: такие диски непременно нужно заменить, поскольку адекватного торможения от них уже не добиться. Причиной запаха жженого также может быть сцепление. Как правило, страдают накладки диска, подгорающие из-за длительных пробуксовок.
Запах бензина – повод моментально заглушить двигатель: есть опасность возгорания! Если в багажнике не обнаружилась протекшая канистра, то источником проблемы может быть топливопровод, а причиной – повреждение или некачественный ремонт в «гаражной» техстанции. Иногда виновата прокладка крышки топливного модуля (деформация или неправильный монтаж), форсунки и регулятор давления топлива (потеря герметичности уплотнений). Категорически не рекомендуем искать причину утечки топлива самостоятельно: отправляйтесь на СТО, специалистам которого можно доверять.
Запах газа может давать только газ, то есть установленное на автомобиле ГБО. Причин может быть несколько: негерметичные соединения магистралей, повреждения баллона, редуктора, мультиклапана или же сброс давления при заправке или вследствие сильного нагрева баллона. Штука эта взрывоопасная, поэтому срочно отправляйтесь на специализированный сервис.
Этот запах не менее опасен, чем запах бензина, поскольку может обернуться пожаром. И пожарники вряд ли успеют помочь: автомобиль полностью сгорает буквально за несколько минут! В этой связи напоминаем о необходимости иметь исправный огнетушитель под рукой и настоятельно советуем не ремонтировать электрооборудование автомобиля в «гаражных» мастерских. Как правило, запах горелого издает изоляция проводов, а причиной является замыкание, вызванное неквалифицированным вмешательством в электросистему. Не стоит допускать к своей машине горе-электрика! Все работы лучше поручать профессионалам, прежде всего – сотрудникам официальных техстанций, досконально изучившим электрические схемы обслуживаемых автомобилей.