В этих скромных названиях зашифрованы имена невидимых электронных помощников, спасающих жизнь водителя и пассажиров в экстремальных ситуациях. С ними познакомит Кирилл Милешкин
Историю электронных систем активной безопасности отсчитывают с 70-х годов прошлого века, когда впервые на серийном автомобиле появилась всем известная ныне ABS (Anti-lock Brake System – антиблокировочная тормозная система). Она, пожалуй, единственная, которую все производители автомобилей называют одинаково. Задача – не дать колесам заблокироваться при экстренном торможении, чтобы сохранить контроль над машиной.
Современные ABS неразделимы с системой EBD (Electronic Brake force Distribution), меняющей баланс тормозных сил в зависимости от загрузки автомобиля и сцепления колес с дорогой. Производители не балуют разнообразием в названиях, лишь «Мерседес-Бенц» и «Ауди», как истинные немцы, используют собственную аббревиатуру EBV (Elektronische Bremskraftverteilung) да «Пежо» с типично французской оригинальностью предпочитает иное сочетание букв – REF (Repartiteur Electronique de Freinage).
Следующим этапом стала борьба с буксующими колесами. Тут производители начали оригинальничать, придумывая для противобуксовочных систем (системы контроля тяги) всевозможные названия – например, TCS (Traction Control System) у «Форда», «Хонды», «Мазды», «Опеля»; DTC (Dynamic Traction Control) – у БМВ. Французские производители и представители концерна «Фольксваген» используют сокращение ASR (Automatic Slip Regulation), а «Тойота» – TRC (Traction Control). Методы борьбы прямо противоположны тем, что у ABS: притормозить излишне быстрые колеса для эффективного разгона и надежного сцепления с дорогой. Противобуксовочная система управляет и тягой двигателя, отключая зажигание, уменьшая подачу топлива или прикрывая дроссельную заслонку.
Усилитель экстренного торможения отличает аварийное замедление от штатного и самостоятельно дожимает педаль, добиваясь минимизации тормозного пути. При этом обычно включается аварийная сигнализация или начинают мигать стоп-сигналы, предупреждая движущихся следом об опасности. Если не брать в расчет французов, именующих свою систему AFU (l’Aide au Freinage d’Urgence), то другие названия схожи: EBA (Emergency Brake Assist) говорят «Форд», «Вольво» и «Ленд-Ровер», BAS (Brake Assist System) – «Мицубиси», HBA (Hydraulic Brake Assist) – «Альфа Ромео», а «Ниссан» использует схожую с баскетбольной аббревиатуру NBA (Nissan Brake Assist).
Система курсовой стабилизации призвана пресекать заносы и сносы – разумеется, когда они еще подконтрольны. Некоторые модификации следят за траекторией не только автомобиля, но и прицепа. Электроника ограничивает подачу топлива или выборочно подтормаживает одно колесо или несколько. Самое распространенное название – Electronic Stability Program (ESP) – является торговой маркой компании «Бош», лидера в разработке и производстве таких систем безопасности. Эту аббревиатуру используют «Фольксваген», ФИАТ, «Пежо», «Ситроен», «Мерседес-Бенц», «Опель». Альтернативное название Dynamic Stability Control (DSC) предлагают БМВ и «Мазда», Vehicle Stability Assist (VSA) встречается на «Хонде» и «Акуре», «Форд» устанавливает систему с красивым названием Interactive Vehicle Dynamics (IVD). «Порше» и «Мицубиси» придумали собственные имена – PSM (Porsche Stability Management) и MASC (Mitsubishi Active Stability Control).
Новое поколение активных систем безопасности умеет как «чувствовать», получая информацию от различных датчиков, так и «видеть» обстановку камерами и радарами. Помимо интеллектуального круиз-контроля, поддерживающего не только скорость, но и дистанцию до впереди идущего автомобиля, на некоторые машины устанавливают электронные ассистенты, следящие за дорожной разметкой. При перестроении из ряда в ряд c выключенным указателем поворота на моделях «Ауди» начинает вибрировать руль (Audi Lane Assist), а на «Ситроене» – часть подушки сиденья с соответствующей стороны (AFIL). А в «Инфинити-М» электронный помощник, предотвращающий уход с полосы, – Lane Departure Prevention – даже вмешивается в управление, деликатно подтормаживая то левые, то правые колеса, не давая таким образом автомобилю покинуть занимаемый ряд.
Первой сканер слепых зон применила компания «Вольво» – Blind Spot Information System (BLIS). Светодиоды, встроенные в боковые зеркала заднего вида, сигнализируют о машине, находящейся в соседнем ряду. Но сегодня подобные устройства устанавливают не только шведы. Предупреждать водителя об опасности при перестроении умеют «Инфинити» (Blind Spot Intervention), «Мерседес-Бенц» (Blind Spot Assist), БМВ (Blind Spot Detection в составе Lane Departure Warning).
Одна из самых свежих новинок в сфере борьбы за беззаботную жизнь пешеходов и страховых компаний – система City Safety от «Вольво». На скоростях до 30 км/ч она практически полностью исключает ДТП, включая экстренное торможение, если водитель отвлекся. Этот электронный помощник сканирует объекты на расстоянии до 6 м и обрабатывает поступающие от радара данные 50 раз в секунду. Система распознает не только машины, но и пешеходов, в том числе детей ростом от 80 см.
Автомобили способны видеть и днем и ночью. «Кадиллак» первым, еще в 1999 году, представил систему ночного видения Night Vision. Зоркий помощник информирует водителя об объектах на расстоянии до 300 м. Мерседесовская система Night View Assist Plus, которая и раньше различала в темноте людей на расстоянии 80 м, в новой версии предупреждает об опасности не только водителя, но и самого пешехода. Если нет встречных машин, электроника направляет луч фары на человека, акцентируя тем самым внимание обоих участников движения.
Пассивная безопасность автомобилей уже достигла высокого уровня, а потому кардинально улучшать защитные свойства машины становится неоправданно дорого. Поэтому все разработчики сконцентрировались на электронных системах, помогающих предотвратить аварии. Тенденции очевидны: таких помощников в ближайшие годы станет еще больше. И это логично: лучше бороться с причинами, нежели со следствием.