Рассматриваем под микроскопом один из самых прогрессивных автомобилей своего времени.
Автор Сергей Канунников
Практически про каждый советский легковой автомобиль, при том, что было их не так много, можно сказать – эпохальный. Но ЗИЛ‑114 действительно такой. Он почти ничего, за исключением модернизированного силового агрегата, не заимствовал от предшественника ЗИЛ‑111, и стал в середине 1960‑х не только современным, но и передовым.
Однако фактически ЗИЛ‑114 оказался и последней принципиально новой серийной легковой моделью завода. Все последующие «членовозы» отличались от него, в основном, лишь деталями кузова и отделки.
В общем, 114‑й в истории завода – первый по-настоящему оригинальный, практически без иностранных заимствований, легковой ЗИЛ. Он же, правда, и последний серийный, созданный почти с нуля.
Imperial Limousine
Cadillac Fleetwood Series 75
Lincoln Continental
ЗИЛ‑114 поздних выпусков получил лишь иную решетку радиатора с прямоугольными «очками» фар. Позднее исчез и съемный щиток в арках задних колес
На ЗИЛе пристально изучили все мировые аналоги ЗИЛ‑114, в первую очередь, конечно, американские флагманские лимузины «большой тройки»: Ford, General Motors и Chrysler. Стилистика ЗИЛ‑114 не повторяла ни один из аналогов, прекрасно вписывалась в моду середины 1960‑х. Дизайн был более спокойным, но поэтому и долгоиграющим. Советские дизайнеры прекрасно понимали: совершенно новую стилистику им разрешат сделать не скоро.
Ни один из заокеанских автомобилей, в том числе Imperial, чей салон похож на советский по стилистике, на ЗИЛе впрямую не копировали. Но ЗИЛ‑114 отражал моду тех лет. И, в первую очередь, именно американскую
Салон ЗИЛ‑114, как и весь кузов, сделали строгим и лаконичным. Дизайн с тонким рулевым колесом и вытянутым спидометром типичен
для середины 1960‑х
ОТ ПРОРЫВА ДО ЗАСТОЯ
ЗИЛ‑114 – не только оригинальный, но и один из самых прогрессивных отечественных автомобилей своего времени. Достаточно мощный мотор сочетался с эффективными тормозами и вполне гармоничным для своего класса дизайном. Слабым местом конструкции была двухступенчатая трансмиссия, да и более поздняя – трехступенчатая, особой прогрессивностью и надежностью не отличалась.
Двигатель V8 ЗИЛ‑114 заметно отличался от предшественника ЗИЛ‑111. Диаметр цилиндров увеличили (108×95 мм против 100×95 мм), рабочий объем вырос с 6 до 7 л, а мощность подняли в полтора раза – до 300 л.с. при 4400 об/мин. По тем временам, вполне приличная мощность для автомобиля этого класса. Мотор комплектовали гидрокомпенсаторами зазоров клапанов, четырехкамерным карбюратором, бесконтактной транзисторной системой зажигания
Поначалу ЗИЛ‑114 оснащали автоматической двухступенчатой коробкой передач от ЗИЛ‑111. В ее основе лежал агрегат, который ставили еще в начале 1950‑х на автомобили Chrysler. Коробка не была сильной стороной ЗИЛа ни по конструкции, ни с точки зрения надежности. Лишь в 1975‑м на ЗИЛ‑114 стали устанавливать новый трехступенчатый автомат. Тогда же кнопки управления коробкой, расположенные посредине приборной панели, заменили обычным напольным рычагом
Торсионные подвески в конце 1950‑х – начале 1960‑х использовали на автомобилях марки Chrysler и некоторых иных машинах. Конечно же, советские инженеры тщательно изучили заокеанский опыт
ЗИЛ‑114 получил оригинальную, совершенно новую переднюю подвеску на продольных торсионах. Такая конструкция обеспечила высокую плавность хода в сочетании с минимальными клевками при торможении и кренами в поворотах. Сзади сохранили продольные рессоры и неразрезной мост
До 1977 года выпустили 113 лимузинов ЗИЛ‑114. Все следующие серийные легковые ЗИЛы конструктивно мало отличались от 114‑го. Не только трехступенчатая трансмиссия и карбюраторный двигатель, но и многое другое уже в начале 1980‑х выглядело анахронизмом на фоне зарубежных ровесников‑одноклассников. Резво разогнавшись, ЗИЛ словно увяз во времени. Впрочем, не он один. ЗР