Рассматриваем под микроскопом один из самых прогрессивных автомобилей своего времени.
Автор Сергей Канунников
Практически про каждый советский легковой автомобиль, при том, что было их не так много, можно сказать – эпохальный. Но ЗИЛ‑114 действительно такой. Он почти ничего, за исключением модернизированного силового агрегата, не заимствовал от предшественника ЗИЛ‑111, и стал в середине 1960‑х не только современным, но и передовым.
Однако фактически ЗИЛ‑114 оказался и последней принципиально новой серийной легковой моделью завода. Все последующие «членовозы» отличались от него, в основном, лишь деталями кузова и отделки.
В общем, 114‑й в истории завода – первый по-настоящему оригинальный, практически без иностранных заимствований, легковой ЗИЛ. Он же, правда, и последний серийный, созданный почти с нуля.
На ЗИЛе пристально изучили все мировые аналоги ЗИЛ‑114, в первую очередь, конечно, американские флагманские лимузины «большой тройки»: Ford, General Motors и Chrysler. Стилистика ЗИЛ‑114 не повторяла ни один из аналогов, прекрасно вписывалась в моду середины 1960‑х. Дизайн был более спокойным, но поэтому и долгоиграющим. Советские дизайнеры прекрасно понимали: совершенно новую стилистику им разрешат сделать не скоро.
ОТ ПРОРЫВА ДО ЗАСТОЯ
ЗИЛ‑114 – не только оригинальный, но и один из самых прогрессивных отечественных автомобилей своего времени. Достаточно мощный мотор сочетался с эффективными тормозами и вполне гармоничным для своего класса дизайном. Слабым местом конструкции была двухступенчатая трансмиссия, да и более поздняя – трехступенчатая, особой прогрессивностью и надежностью не отличалась.
До 1977 года выпустили 113 лимузинов ЗИЛ‑114. Все следующие серийные легковые ЗИЛы конструктивно мало отличались от 114‑го. Не только трехступенчатая трансмиссия и карбюраторный двигатель, но и многое другое уже в начале 1980‑х выглядело анахронизмом на фоне зарубежных ровесников‑одноклассников. Резво разогнавшись, ЗИЛ словно увяз во времени. Впрочем, не он один. ЗР