ГОЛОВНА РЕТРО Класика Уникальный Opel GT, или Corvette по-европейски: история взлета и падения

Уникальный Opel GT, или Corvette по-европейски: история взлета и падения

0

Дружим с Опелем GT, ставшим одним из самых ярких автомобилей семидесятых.

Автор Сергей Канунников, фото: Георгий Садков

Люблю старые автомобили давно и верно. Однако сейчас ездить на них далеко не всегда одно удовольствие – создавались они совсем для других скоростей и ритмов, для другой жизни. Но этот пятидесятилетний (1969 года рождения) Opel GT – совсем другое дело. Его не ощущаешь ни олд-, ни даже янгтаймером. Он молод, свеж, мускулист и энергичен, как ритмы рок-групп семидесятых, чьи неумирающие композиции звучат из не очень мощных, но и не хрипящих динамиков в салоне этого купе. А вот и первые такты Highway Star от Deep Purple. Это нам с Опелем как раз подходит!

Звезда автострад

Семидесятые начинались, конечно же, в конце шестидесятых. С новой музыки и новой моды. Раскованной, смелой, порою эпатажной. Если уж расклешенные джинсы, так настолько, что прежде этой материи хватило бы на три пары приличных брюк. Если юбки-мини, то такие, чтобы выше некуда. Если уж автомобиль с кузовом купе…

OPEL GT

Европа к тому времени стала уже достаточно зажиточной, чтобы интересоваться не только практичными и вместительными семейными машинами, но и чем-то другим – ярким, неординарным. Машинами, которые просто любят. Многие европейцы мечтали тогда о заокеанских автомобилях. А одним из самых вожделенных был, конечно, спортивный Chevrolet Corvette. И в середине 1960‑х руководство концерна GM решило подготовить некий уменьшенный и удешевленный аналог культового купе. Opel GT и новый, очень похожий на него Chevrolet Corvette 1968 модельного года вышли на рынок практически одновременно.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных экологическими нормами, разгоняют Opel GT до максимальных 185 км/ч

Прототип (теперь сказали бы: концепт-кар) показали на европейских автосалонах еще в 1965 году. Велосипед изобретать никто не собирался – у фирмы Opel были вполне подходящие для небольшой и легкой машины узлы и агрегаты. Под изящным приземистым кузовом с мускулистыми, немного гипертрофированными по моде тех лет крыльями поставили стандартную подвеску массовой модели Kadett: спереди – независимую, на поперечной рессоре, сзади – жесткий мост на продольных рычагах и пружинах. Ничего выдающегося, но в результате получилось очень неплохо!

Базовый мотор объемом 1,1 литра выдавал 68 сил (это уж Corvette не просто «для бедных», а «для очень бедных»), а еще был 1,9‑литровый двигатель мощностью 90 л.с. при 5100 об/мин, работающий в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач, – у нас как раз такая машина. Все эти агрегаты были знакомы по модели Kadett, но на легком двухместном купе они заиграли новыми красками. Выпуск Опеля GT начали в 1968‑м – на старте новой эпохи.

Легкая жизнь

Уверен, специальной настройкой выхлопа здесь никто не занимался, – но звучит мотор столь сочно и ярко, что заглушить его может разве что композиция Easy Livin’ команды Uriah Heep, зазвучавшая в салоне, аккурат когда я первый раз отпустил педаль сцепления. Кстати, о легкости…

Уже через пару километров стало понятно: автомобиль не только хорошо держит напра­вление на прямых участках, но и задорно, уверенно ведет себя в поворотах. Бесхитростные по конструкции подвеска и рулевое настроены столь грамотно, что вместе с веселым мотором подначивают ехать всё смелее, а порой (сознаюсь!) даже немного хулигански. Благо, загородная провинциальная дорога пуста, а двигатель предельно отзывчив.

Девяносто лошадиных сил, причем честных, не задушенных драконовскими экологическими требованиями, на 1160 кг полной массы – совсем не мало. Opel GT 1900 достигал 100 км/ч за 11,5 секунды и развивал максимальные 185 км/ч. Вполне сравнимо с характеристиками современных автомобилей среднего класса, с двигателями мощностью 120–125 л.с., но с куда большей массой и худшей аэродинамикой.

Задние фонари выполнены в типичном американском стиле тех лет.

А еще этот Opel легко потягается с ними по части обзорности. Поначалу, опускаясь в бесхитростное по форме, но вполне удобное кресло, я ждал от низенькой машины обзорности если не на уровне бронетранспортера, то близкой. Однако низкая линия боковых окон и тоненькие передние стойки позволяют вполне уверенно ездить даже по городу. Крошечные кругленькие наружные зеркалá смешны? Зато изящны! И привыкнуть к ним совсем не сложно.

Разумеется, нет противобуксовочной системы и даже АБС. Высокие шины 165НR/13 по нынешним меркам смешны и, конечно, дают о себе знать в быстрых поворотах большими боковыми уводами и ранними скольжениями.

Тормозá сзади – барабанные, диски – только спереди. Но тот, кто относится к автомобилю не просто как к средству передвижения, быстро найдет с этим Опелем общий язык. В него трудно не влюбиться. Он веселый, шустрый и, главное, очень честный: не обещает больше, чем может, но очень старается показать всё лучшее, что умеет.

Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш канал

Приводу коробки передач немного не хватает четкости, но, потренировавшись и освоившись, невольно начинаешь разгоняться, утопив педаль в пол. Только нужно быть готовым грамотно работать тормозами, чьи возможности невелики, и не очень острым с современной точки зрения рулевым управлением – конечно же, без усилителя.

Парировать легкий занос абсолютно не сложно и даже приятно. Машина недлинная (база всего-то 2431 мм, заметно меньше, чем, например, у Логана), задний свес и вовсе мизерный, а развесовка по осям, похоже, близка к идеальной. Заднюю ось неплохо загружает топливный бак, расположенный там, где у обычных автомобилей – багажник. Так бы и не вылезал из этого задорного, дружелюбного купе! Но своего такого у меня, к сожалению, нет. По крайней мере, пока.

Звездный билет

Покупатели в конце 1960‑х приняли машину вполне благосклонно, хотя она была не только непрактична (всего два места и маленькая полочка за сиденьями в качестве багажника), но и отнюдь не дешева.

Салон решен в спортивном стиле конца 1960‑х. Привод выдвижных фар механический, ручка расположена слева от пепельницы, возле рычага переключения передач.

Opel GT 1900 с 90‑сильным мотором стоил в Германии аж 11 880 марок, при том что аналогичный по агрегатам Opel Kadett Rallye 1900 обходился в 8090 марок. Даже Ford Capri, появившийся в 1969 году как прямой конкурент Опеля и некий аналог заокеанского купе Ford Mustang (так же как Opel GT – аналог купе Chevrolet Corvette), с двухлитровым двигателем такой же мощности, 90‑сильным, стоил 8600 марок.

Справедливости ради отмечу, что на родине, в рачительной и бережливой Германии, за дорогими спортивными Опелями очереди не выстраивались. Больше 80 % автомобилей шло на экспорт: машина понравилась уже уставшим от своих огромных «дорожных крейсеров» американцам. В США немецкое купе вполне ожидаемо прозвали Baby Corvette и успешно продавали через дилерскую сеть марки Buick. Именно для американцев в первую очередь сделали и модификацию с трехступенчатым автоматом, который, думаю, убивал львиную долю достоинств этого Опеля. Но в стране, где мало кто понимал, зачем в некоторых автомобилях ставят «лишнюю» третью педаль, такой был просто необходим.

Судьба Опеля GT складывалась в целом очень удачно. Жить бы ему и жить, но вмешались внешние обстоятельства. Собирали купе в немецком Бохуме, а кузовá делали во Франции. Контракт с фирмой, их производившей, закончился в 1973 году, и французы предпочли более выгодные заказы концерна Renault.

За всё время успели продать более 100 тысяч спорткупе – для подобных автомобилей достойный тираж. В общем, Opel GT покинул сцену на взлете карьеры.

А может, оно и к лучшему? Пошли бы какие-нибудь рестайлинги, убивающие гармоничность первоначального облика. Или, того хуже, кому-нибудь пришло бы в голову сделать более практичную четырехместную ­версию. А так Opel GT остался в истории яркой, с неповторимой индивидуальностью звездой, каких много не бывает.

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Оскарса Вашко и Андриса Шмитса.

ЗА РУЛЕМ №1 2020

Жизнь автомобилей СССР: в Китае, Корее, на Кубе

Как тебе такое, АвтоЗАЗ? Новая Таврия 2022

Первый легковой Митсубиши: японский «Запорожец» Mitsubishi 500

НЕМАЄ КОМЕНТАРІВ

Додати коментарСкасувати відповідь

Exit mobile version