Недаром Toyota в новом поколении RAV4 делает основную ставку на гибрид: с ним действительно нескучно! Автор Олег Ермоленко, фото Сергей Торгалов.
В эпоху тотальной моды на электромобили и плагин-гибриды Toyota стоит особняком, с лёгкой самурайской усмешкой свысока глядя на бешеные гонки почти всех производителей в их разработке. Японский бренд остаётся верен своей схеме классического неподзаряжаемого гибрида (хотя, отметим, плагины в тойотовской гамме тоже понемногу появляются). Причём компания не только смогла довести эту идею до абсолютного совершенства, но и сделала гибриды максимально доступными по сравнению с обычными бензиновыми версиями. Во всяком случае, на примере нового RAV4 разница в стоимости бензиновой и гибридной машины составляет примерно две тысячи евро: не так-то и много на фоне общей традиционно высокой цены кроссовера. Но если вы за что-то переплачиваете, то непременно должны получить профит, разве не так?
И гибридный «равлик» в самом деле вознаграждает кредит доверия массой интереснейших ощущений – ну, и экономией, конечно, куда ж без неё. Как вам поездка по Киеву с расходом в 4,2 км на сотню? У меня это получилось без особых усилий – не в час-пик, понятно, но с неизбежными тянучками, на которые нынче в столице можно наткнуться повсеместно. А за неделю по киевским улицам я привёз средний расход в 5,6 л/100 км, едва выкатав за 500 км половину бензобака.
От самурая до сёгуна
При этом, хотите вы или нет, гибрид вас мягко, но убедительно подчиняет перейти на светлую сторону, меняя ваши водительские привычки. Вы буквально с первого километра втягиваетесь в занятную игру с электросистемой автомобиля – она делает всё, чтобы вам нравилось экономить!
Самый азартный этап игры – чтобы стрелка эконометра не перескочила отметку Eco и «равлик» двигался на электротяге: без шума, пыли и выхлопа. И ведь не скажешь, что это требует совсем уж ювелирной игры с педалью акселератора – но привыкать приходится, оттачивать мастерство и чувство. Когда вы из рядового самурая достигнете уровня если не сёгуна, то даймё, то сможете вытянуть на одном электричестве, без помощи бензинового мотора, даже типичный крутой киевский подъём.
RAV4 быстро научит вас использовать любую возможность для отключения бензинового двигателя и подзарядки батареи. Кстати, пополняет свой заряд она довольно быстро, да и прощается с ним нескоро: даже на 3/4 зарядки можно запросто проехать на электротяге километра три в городском темпе. В вашей технике разгона появляются почти троллейбусные приёмы управления: разогнали машину в гибридном режиме, с подключением ДВС – отпустили правую педаль – и затем поддерживаете скорость одной электротягой.
Рекуперация автоматическая, и дозировать её можно только педалью тормоза. Сначала мне из технического азарта хотелось, чтобы был где-нибудь хитрый рычажок или кнопки для усиления или уменьшения рекуперации при отпуске акселератора. Но затем я просто подчинился спокойному мягкому комфорту «равлика» и понял, что вот так – без лишних сложностей – и впрямь удобней.
Без компромиссов
Пробка? Нет проблем: обычно RAV4 способен потолкаться в заторе, не потратив ни капли бензина. А как же приятно на въезде в жилую зону выбрать чисто электрический режим EV Mode и заехать во двор без единого грамма выхлопа! Смущает только одно: «равлик» при этом абсолютно бесшумен, даже шинами не шуршит – так что способен запросто напугать, беззвучно крадучись, своим появлением беспечных дворовых пешеходов.
Даже в спортивном режиме RAV4 по полной использует электрику – и тоже при первой возможности отключает бензиновый мотор. Впрочем, скажу честно: сущности и необходимости этого спортрежима я не понял. Если педаль от души придавить, то «равлик» разгоняется с абсолютно одинаковой резвостью что в «эко», что в «спорте». Поэтому у меня есть веское предположение, что это чисто маркетологическая проделка и тонкий психологический ход: ваш автомобиль будет всё так же экономить топливо и беречь воздух, а вы будете тешить своё самолюбие, предполагая, что берёте от машины по максимуму.
На шоссе выгода гибрида почти испаряется: там, понятно, кроссовер шпарит почти исключительно на бензиновом моторе. Но если постараться… Мне удалось кратковременно использовать электротягу на скорости около 100 км/ч, однако даже просто поддерживать установленный темп не выйдет: «равлик» будет просто понемногу замедляться.
Вот признайтесь – вы же явно хотите, чтобы и управляемость была точёной, и плавность хода приятно комфортная? Такое всё-таки бывает, пусть и редко. И именно RAV4 – пример этой самой редкости. Шасси получилось очень толковым! Кроссовер без вопросов шустро заныривает в повороты и щедр на приятное чувство отменного послушания. Но ещё милее на наших разбитых дорогах неразборчивость к ним. Ходовая без обид проглатывает колкости и резкости, обращённые в её сторону щербатым асфальтом да вредными лежачими полицейскими. Кстати, подозреваю, что гибрид в силу большей массы окажется помягче чисто бензинового собрата. Собственно – ещё один плюс ему в карму!
Toyota выводит на мировую арену роскошный кроссовер на базе RAV4
Наперекор канонам
Уже само по себе то, что о внешности нынешнего RAV4 не только говорят, но и спорят, – хорошо: значит, облик машины получился нескучным, нешаблонным, с выраженным характером. А мне в автомобиле нравится явная гендерная определённость: посмотрите – ну, явно же это он, свой парень!
Впрочем, довольно ломать копья о лица, с которых, как известно, воду не пить. Есть кое-что и поважнее внешности – вот, к примеру, интерьер. Он традиционный для Тойоты в плане всё той же чёрно-серебристой гаммы – смелости на цветовые вольности пока всё-таки не хватило – но зато в формах и функционале ладно скроен. И вселяет позитивный настрой тактильными ощущениями – причём сразу же, с первой вашей посадки. Закрываете за собой дверь – и под вашей рукой оказывается фантастически удобная рукоятка с ребристой прорезиненной внутренней стороной. Она и в зимний морозец воспринимается словно теплее обычного пластика. Такая же ребристая резина – на крутилках блока климата и медиасистемы.
От кроссовера такого класса ждут простора и комфорта. Всё это у RAV4 есть: не «жмут» дверные проёмы, достаточно диапазонов регулировок передних кресел, да и пассажирам второго ряда хватает пространства в ногах. Комфорта отмерено немало, но без излишка. Сиденья удобные – правильной жёсткости, передние ещё и с хорошими боковыми поддержками. Но спереди в недешёвой версии Style за 917 тысяч нет вентиляции, а сзади – подогрева: эти блага цивилизации имеются лишь в топ-варианте Premium за миллион с лишним.
Хорошо, что есть подогрев руля. Но с кнопкой его включения тойотовцы наступили на те же грабли, что, например, и Renault, запрятав её в невидимое водителю место – слева на панели в аккурат за ободом руля. Вообще, к этому блоку клавиш хватает и других вопросов.
Зачем именно сюда вынесли кнопку обогрева ветрового стекла? Ей бы самое место на блоке климата, но там явно не хватило пространства. Да и включение автоматического дальнего света отдельной клавишей вдалеке от основного управления светотехникой выглядит сомнительно.
К счастью, это единственное слабое звено в эргономике «равлика». Всё остальное – логично, удобно, правильно. Словом – как это обычно и бывает у Тойоты. Даже с аналоговыми кнопками по обеим сторонам дисплея медиасистемы я согласен – да, несовременно, но таки практично: по крайней мере, благодаря им на экране меньше пятен!
Вне конкуренции
Занятно, что у гибридного RAV4, по существу, практически нет конкурентов на нашем рынке – ведь в массовом сегменте у нас всё ещё почти никто не решается торговать гибридами. На память приходит только Kia Niro, но он настолько померк на фоне успешного Sportage, что сейчас и вовсе ушёл из продаж. Есть ещё Mitsubishi Outlander PHEV – плагин-гибрид. Но неудивительно, что с его заоблачным ценником почти в полтора миллиона мы его видим разве на службе в полиции.
За самый доступный гибридный «равлик» просят от 781 тысячи гривен. Немало: полностью «упакованный» Nissan Qashqai выйдет дешевле! Но, во-первых, на ценителей Тойоты такие сравнения не действуют, во-вторых – RAV4 частично отобъёт вложения заметной экономией на топливе и техобслуживании. Да и вообще – с таким вдохновляющим расходом топлива по городу и небольшой разницей в цене с бензиновым вариантом Toyota RAV4 Hybrid провокационно ставит под сомнение целесообразность существования и покупки электромобиля или плагин-гибрида.
Новости, тест-драйвы, обзоры: подписывайтесь на наш Telegram-канал